Выдающийся афроамериканский проповедник и самоучка.
Однажды в воскресенье в 1817 году Джарена Ли посетила службу в Африканской методистской епископальной церкви (AME) в Филадельфии. Бывшая служанка, Ли стала христианкой почти десять лет назад — опыт обращения, который также пробудил в ней желание проповедовать. Хотя она и обращалась с этим призывом к церковным лидерам, Ли никогда не занимала кафедру. До того дня.
Первоначально была запланирована проповедь преподобного Ричарда Уильямса, который так и не смог произнести подготовленные им слова. Импульсивно Ли поднялась со своего места и обратилась к собравшимся.
"Во время увещевания Бог проявил Свою силу таким образом, чтобы показать миру, что я была призвана трудиться в соответствии с моими способностями и благодатью, данной мне, в винограднике доброго земледельца", - писала позже Ли.
Ричард Аллен, основатель Африканской методистской епископальной церкви и епископ деноминации, который также служил пастором, был в аудитории в тот день. Ли сообщила Аллену о своих стремлениях восемь лет назад, но он не чувствовал себя комфортно, позволяя женщине говорить с кафедры. Но в то воскресенье Аллен передумал, убеждённый, что в тот день в ней действовал Божий дар. После этого Ли начала карьеру публичного проповедника.
Первая афроамериканка, публично проповедовавшая Евангелие, Ли проповедовала перед расово смешанной методистской, пресвитерианской, баптистской и уэслианской аудиторией в среднеатлантических штатах, нижней Канаде, Цинциннати, Детройте и Новой Англии. Более того, она делала это в то время, когда рабство было законным, и ни афроамериканцы, ни женщины не могли владеть собственностью или голосовать.
Измученная душа
Согласно её автобиографии, Ли родилась 11 февраля 1783 года в Кейп-Мэе, штат Нью-Джерси. Хотя Ли родилась на свободе, она выросла отдельно от родителей из-за своей работы горничной в белом доме в 60 милях от её родного города. Позже она рассказала, что в возрасте семи лет она осознала своё греховное состояние, хотя и не знала Евангелия.
В автобиографии Ли содержится мало других подробностей о её детстве или юной взрослой жизни, до 1804 года — года, который ознаменовал начало её обращения. В возрасте 20 лет Ли посетила пресвитерианское собрание в Филадельфии, где ещё раз убедилась в своём несчастье, но не нашла прибежища. "Но, не зная, как немедленно обратиться за помощью к Господу, я была изгнана сатаной в течение нескольких дней и испытывала искушение убить себя", - писала она.
Несмотря на свою болезнь, Ли продолжала искать Господа. В течение нескольких месяцев она посещала епископальную церковь Святого Павла, привлекаемая стилем проповеди. Но Ли так и не присоединился к собранию. “Казалось, что между мной и общением с этими людьми была стена, которая была выше, чем я могла видеть, и, казалось, это произвело на меня такое впечатление, что это не те люди для вас [курсив её]", - писала она. Похоже, что Ли использовал эвфемистический язык для описания расовой сегрегации или дискриминации в епископальной церкви, и это утверждение подтверждается заметками историка Кэрол Джордж о том, что прихожане разделяли места и что служба была нацелена на социальную элиту, а не на ранее порабощенных и/или менее образованных людей.
Самоучка
Решение покинуть епископальную церковь оказалось поворотным пунктом на духовном пути Ли. Согласно рассказу Ли, в тот самый день, когда она решила не присоединяться к епископальной конгрегации, она присутствовала на дневной службе в церкви Маунт-Вефиль-АМЕ с главным поваром своего пансиона. Там она впервые столкнулась с проповедью Аллена, бывшего раба, ставшего странствующим методистским проповедником. Аллен, который базировался в Филадельфии, также был главным лидером группы афроамериканских членов методистской епископальной церкви Святого Георгия. (Группа коллективно покинула собрание в начале 1790-х годов после того, как белые попечители церкви насильно удалили их со своих мест во время молитвенного собрания в 5 часов утра, потрясенные тем, что они не соблюдали разделенные места в здании).
После проповеди Аллена Ли посвятила себя общине АМЕ. Последовали три духовно изнурительные недели. Она писала: "С того дня, как я впервые пошла в методистскую церковь, и до часа моего освобождения я была странно избита этим врагом всякой праведности — дьяволом". Все духовные проблемы, которые она испытала за предыдущие годы, вернулись к ней с яростью. Ли впала в уныние, вернувшись к своим желаниям "тщеславия этой жизни", но это решение только усилило её депрессию. Ли снова захотела закончить свою жизнь. Согласно её рассказу, Бог вмешался, послав ей пугающее видение в одну роковую ночь:
В ту ночь я приняла решение помолиться, и, когда я приняла это решение, в углу комнаты появился сатана в облике чудовищной собаки, и в ярости, как будто в погоне, его язык высунулся изо рта на большую длину, а глаза были похожи на два огненных шара; однако вскоре он исчез из моего поля зрения. Из этого состояния ужаса и смятения я была счастливо избавлена проповедью Евангелия, как и прежде.
После этого кризиса она вернулась в церковь и исповедовала веру во Христа, даже когда Аллен объявлял текст проповеди. Прежде чем у Аллена появилась возможность проповедовать, Ли "вскочила на ноги и объявила, что Бог, ради Христа, простил грехи моей души".
Между четырьмя и пятью годами после моего освящения, в определённое время, на меня снизошло впечатляющее молчание, и я стояла так, как будто кто-то собирался заговорить со мной, но в моём сердце не было такой мысли. Но, к моему крайнему удивлению, мне показалось, что раздался голос, который, как мне показалось, я отчетливо слышала и, несомненно, поняла, который сказал мне: “Иди, проповедуй Евангелие!” Я тут же ответила вслух: “Никто мне не поверит”. Я снова прислушалась, и снова тот же голос, казалось, сказал: “Проповедуй Евангелие; Я вложу слова в твои уста и обращу твоих врагов в твоих друзей”.
Ли связала это событие с надлежащей, святой сдержанностью в соответствии с духовной автобиографией 19-го века. Ни один благочестивый христианин, особенно методист, не стал бы искать такого высокого призвания. (“Это Бог, который ищет”). Тем не менее, Ли предложила надежную защиту своего призыва проповедовать и, как следствие, призыва женщины проповедовать.
Несмотря на убеждения Ли, Аллен первоначально отклонил просьбу Ли, сославшись на политику деноминации в отношении женщин-проповедников. Вскоре после её просьбы Ли в 1811 году вышла замуж за Джозефа Ли, афроамериканского методистского пастора, и Ли переехали в Сноу-Хилл, штат Нью-Джерси, где они служили в африканской методистской конгрегации. После смерти Джозефа в 1818 году Ли снова попросил у Аллена разрешения публично проповедовать. К этому времени Аллен стал епископом церкви АМЕ и мог сам решать этот вопрос. Он разрешил Ли провести молитвенное собрание в её доме и увещевать, когда представится такая возможность.
После первого выступления Ли за кафедрой Аллен публично подтвердила своё призвание проповедовать Евангелие. В истинно методистской форме Ли начал проповедовать на домашних собраниях, и иногда Аллен и другие старейшины церквей АМЕ давали разрешение проповедовать по воскресеньям утром. В дополнение к случайному противодействию со стороны церковных лидеров, забота о её маленьком сыне также усложняла странствующее служение Ли. Во время своего служения в родном штате Нью-Джерси мать Ли заботилась о своем сыне. Позже Ли оставляла своего сына на попечение Аллена и его жены Сары, пока сама служила в округе.
То, что проповедническая карьера Ли произошла во время Второго Великого Пробуждения, означает готовность и желание, чтобы люди слышали проповедь Евангелия, даже если она была произнесена афроамериканкой. Хотя Ли время от времени сталкивалась с сопротивлением, аудитория на Западе (в то время Мичиган, Огайо и Западный Нью-Йорк) приняла её. Историки утверждают, что перемещенные поселенцы на границе с нетерпением ждали проповедей и что женщины приграничья испытывали особую привязанность к странствующим проповедникам. Служение Ли четко вписывается в этот пространственный контекст. Когда она добилась успеха в своём служении, она сделала это благодаря своему посланию и своему стилю. Поскольку проповедь возрождения на Западе должна была возбуждать аудиторию, Ли не был мягким проповедником. Она рассказала об одной службе в Портсмуте, штат Огайо, в 1839 году, где “в первую субботу, когда я выступала перед классом, пятеро упали на пол под действием силы Божьей”.
Ли проповедовала более 20 лет, пока болезнь не замедлила её, и умерла в 1849 году вскоре после публикации третьей редакции её автобиографии, впервые написанной 16 годами ранее. Книга защищала её призвание проповедовать и помогала продвигать дело африканского методизма, когда она записывала свои многочисленные путешествия и признание, которое она получила в качестве официального странствующего АМЕ. Ли сыграла важную роль в расширении роли женщин в церкви АМЕ, а также в росте деноминации.
Жизнь и работа Ли дают нам возможность заглянуть в мир необыкновенной христианской женщины, пролить свет на то, какой была жизнь странствующего методистского проповедника и на трудности быть первой женщиной-проповедником в церкви АМЕ. Несмотря на небольшое образование, Ли проповедовал перед аудиторией от рабовладельческого Мэриленда до Канады. Описывая себя как "самоучку”, Ли также можно было бы назвать "человеком, сделавшим себя", достойным стоять рядом со своими современниками, “людьми, сделавшими себя”, Ричардом Алленом и Фредериком Дугласом. Но она не только ведущая фигура для афроамериканцев во время Второго Великого Пробуждения, она также является первопроходцем для женщин в служении.
Категория: История |
Просмотров: 472 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |