Меня поражает, как часто мы читаем события в Библии, не зная, что эти события или разговоры касаются одной и той же темы или концепции. Один из часто упускаемых примеров — это два разговора, которые ведёт Йешуа. Первый — это диалог между Йешуа и богатым молодым правителем в Евангелии от Матфея 19, а второй - между Йешуа и прокаженным в Евангелии от Матфея 8. Хотя на первый взгляд может показаться, что эти разговоры касаются двух совершенно разных тем, на самом деле они касаются одной и той же темы.
Давайте подробнее рассмотрим эти два диалога. В первом богатый юноша спрашивает Йешуа: “Учитель, что хорошего я должен сделать, чтобы иметь вечную жизнь?” Во втором случае прокаженный спрашивает: “Учитель, если Ты хочешь, Ты можешь сделать меня чистым”. Эти вопросы или просьбы могут поначалу звучать совсем по-другому, пока мы не копнём немного глубже и не обнаружим, что проказа, о которой мы читаем в Библии — это не то же самое, что болезнь Хансена, которую мы сегодня называем проказой. Библейская проказа была внешним симптомом внутренней проблемы. Нам достаточно взглянуть на проказу Мириам в 12-й главе, когда она восстала против Моисея, чтобы понять связь между болезнью и грехом.
Как только мы поймём, что библейская проказа имеет отношение к греху, мы увидим, что прокаженный задаёт Йешуа точно такой же вопрос, как и богач, и это знание кардинально изменит наше понимание всего разговора.
По мере того, как мы углубляемся в Священные Писания, касающиеся прокаженных, наше понимание проказы будет становиться все яснее, как и наше восприятие контекста просьбы прокаженного к Йешуа. Согласно Левиту 13-14, когда у человека был тзаарат (еврейское слово, обозначающее то, что переводится как проказа), он должен был быть удалён из лагеря (или помещён в карантин), и он должен был остаться за пределами лагеря. Человек с тзааратом не мог просто решить, когда он хочет вернуться в лагерь. Сперва он должен был пойти к священнику и попросить, чтобы его очистили или провозгласили чистым. Именно это мы видим в главе 8 Евангелия от Матфея: прокаженный признаёт священство Йешуа и просит Его очистить его. В отличие от богача, который спросил Йешуа: “Что мне делать?”, прокаженный понимал, что он ничего не может сделать, чтобы очиститься.
Однако разговор между прокаженным и Йешуа не закончился словами Йешуа: “Я готов. Очиститесь”. Иешуа приказал прокаженному ещё две вещи. Йешуа сказал: “Смотри, никому не говори; но пойди покажись коэну и принеси дар, который повелел Моисей, как свидетельство”.
Поскольку мы обычно не рассматриваем разговор прокаженного через ту же призму, что и разговор богатого молодого правителя, мы упускаем одно из самых сильных учений Йешуа о нашем искуплении и о том, как мы должны жить как искупленные люди.
Давайте ещё раз вернёмся к нашему разговору.
Человек с проказой приходит к Йешуа и говорит: “Учитель, если Ты хочешь, Ты можешь сделать меня чистым”. Какое прекрасное описание раскаявшегося сердца, взывающего к Богу с полным пониманием того, что он нечист и не может очиститься.
Шаг второй: Йешуа отвечает: “Я готов. Очиститесь”. Не воля Бога, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
Шаг третий: “Но пойди покажись коэнам и предложи им дар, который повелел Моисей, как свидетельство им”. Это та часть, которую люди обычно упускают, потому что они не читают диалог через правильную контекстуальную линзу. Йешуа говорит теперь чистому человеку: теперь, когда ты чист, иди и повинуйся Торе, представившись левитскому священнику, а затем принеси жертву.
Это то же самое послание, которым мы должны делиться с теми, кто приходит к нам и спрашивает, как их можно очистить.
Первое: мы говорим им, что не можем очиститься; наша праведность подобна грязным тряпкам.
Второе: Мы должны представить их единственному, кто может провозгласить их чистыми: Йешуа, нашему Первосвященнику в чине Мелхиседека.
Третье: (и именно здесь мы обычно бросаем мяч) Мы должны сказать им теперь, что они стали чистыми, им нужно принять образ жизни, который следует Торе или наставлениям Бога; не для того, чтобы стать чистыми, а потому, что мы стали чистыми.
Проблема с богатым молодым правителем заключается в том, что он пропустил первый и второй шаги и пытался быть чистым, основываясь только на третьем шаге. Он был полностью привержен соблюдению заповедей, потому что, делая это, он доверял своим собственным способностям и делам.
Он не хотел признавать, что для того, чтобы действительно очиститься и иметь вечную жизнь, он должен будет подчиниться Священнику (Йешуа), а затем представить свою жертву самого себя.
Четвертое: Мы должны принести жертву, как мы читаем в Послании к Римлянам 12:1:
«Поэтому я призываю вас, братья и сестры, по милости Божией, представить ваши тела как живую жертву — святую, приемлемую для Бога — которая является вашим духовным служением».
В своём очень коротком разговоре, всего в нескольких предложениях, Йешуа проповедовал послание спасения и освобождения, которое мы должны проповедовать и сегодня.