Неделя 16.
Иисус сказал: “Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем…” (Матфея 11:29). Удивительно, что первое, чему Иисус говорит, что мы должны учиться у Него — это кротость. Это возводит кротость в ранг высшего приоритета, и мы должны стремиться узнать Его определение кротости.
Мы часто думаем о кротости, как о мягкости манер, или о той осторожности, которая может удержать птенца и не повредить ему. Мы можем видеть эту кротость в Иисусе, когда Он исцелял больных, когда Он учил и вёл тех, кто был подобен овцам без пастыря, когда Он привлекал к Себе маленьких детей. Но был ли Он также кроток, когда выгонял менял из храма? Или, когда Он противостоял фарисеям за их лицемерие?
Мы должны заключить, что Он был кроток даже в таких ситуациях, но как это может быть? В Послании к Римлянам 11:22 нам сказано: “Итак видишь благость и строгость Божию”. Бог и добр, и строг. Он не один сегодня, а другой на следующий день, но Он и добрый, и строгий всё время. Его доброта не отрицает Его строгости, и Его строгость не отрицает Его доброты. Его строгость - часть Его доброты, а Его доброта строгая.
Можем ли мы принять это о себе или нет, мы всё время пытаемся сделать Бога по своему образу и подобию. Возможно, верх человеческой самонадеянности - думать, что Бог думает так же, как и мы. Однако Его пути гораздо выше наших. Когда мы читаем, что Он, например, ревнивый Бог, мы часто связываем это с человеческой ревностью, которая эгоистична и страшна. Божья ревность не такая, но Его ревность - ради нас, ради Его славы и святости. Это не просто защита этих аспектов Его природы, но это основы истины и жизни. Нам даже сказано, что Иисус открылся Сыном Божьим в силе, через воскресение по духу святыни (см. Римлянам 1:4).
Как могло отношение Господа к менялам и Его упреки в адрес фарисеев быть проявлением Его кротости? Подумайте, что Илия призывал огонь на солдат только за то, что они оскорбляли его, а это оскорбление храма Божьего и Самого Сына Божьего было гораздо более тяжким, чем то, что было сделано с Илией. В свете ряда предыдущих деяний Бога мы должны были бы считать, что ответ Иисуса как менялам, так и фарисеям был очень кротким и мягким.
Наша человеческая склонность расположена к дуалистическому мышлению, склонному воспринимать в крайностях. Таким образом, мы можем считать, что один тип поведения всегда является добротой или суровостью, которые могут быть правильно распознаны только тогда, когда мы рассматриваем обстановку и время. Каким бы великим пророком ни был Илия, он не был Сыном Божьим, а Иисус был невероятно милостив к тем, кто нападал и оскорблял Его.
Есть ещё один аспект кротости, который часто является великолепной демонстрацией благородного характера — хорошие манеры. Вот почему тех, кто обладает хорошими манерами, называют “джентльменами” или дословно “нежными леди”. Хорошие манеры — это в основном способ, которым мы чтим и проявляем уважение к другим. Такие манеры стали настолько редкими в наше время, что, когда их видят, они могут ещё больше выделяться как люди другого духа. Господь сказал, что как мы будем относиться даже к самому малому из Его народа, то это будет считаться так же, как мы относимся к Нему; мы должны относиться ко всем с величайшим уважением и хорошими манерами.
Кажется, что мир был гораздо более мягким и дружелюбным местом, когда хорошие манеры считались необходимым поведением. Унижение нравов в Америке шло параллельно с тем, как мы позволили Богу быть удалённым из нашей культуры, только чтобы взамен пришло растущее неуважение и нетерпимость к другим, что переросло в ярость и насилие.
Быть по-настоящему кротким не означает, что мы становимся робкими мучнисто-сладкоречивыми слабаками. Иисуса не был таковым, но Он смело противостоял Своим обвинителям, называя их лицемерами, пока не пришло время идти на крест. Потом Он молча стоял перед ними. Поскольку Его увещевание состояло в том, чтобы учиться у Него, мы также должны помнить, что есть время для мира и время для войны (см. Екклесиаст 3), есть время отвечать на обвинения и противников, а есть время не отвечать. Даже когда приходит время бросить вызов нашим противникам, мы должны помнить, что мы сыновья и дочери Царя, и должны вести себя с достоинством Его домочадцев.