Тема духовной войны сегодня интересует многих христиан. Давайте рассмотрим несколько основных моментов по данному вопросу.
Есть ли смысл в "связывании" различных бесов и дьявола в молитве? Соответствует ли такая практика Писанию или это всего лишь человеческий вымысел?
Давайте подробно рассмотрим, что об этом говорит Библия.
"Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос" (Матф.16:13-20).
В этом месте Писания Иисус говорит о Церкви. Основная мысль заключена в следующем: на откровении, что Иисус – Сын Божий будет создаваться Церковь! Всё внимание учеников в этом месте Писания сконцентрировано исключительно на построении Церкви! Заметим, что о дьяволе здесь не упоминается совсем. Да и построить церковь, "связывая" дьявола – это полный абсурд. А ведь речь идёт именно об этом.
Посмотрим на оригинальные греческие слова, которые используются во второй части данного отрывка, чтобы было легче воссоздать наиболее близкий к оригиналу перевод.
После великого откровения Петра, при котором Иисус был назван Сыном Бога Живого, Господь проговорил величайшие слова о построении Церкви:"ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" ( Мтф 16:18-19).
Слово Пётр- Πέτρος, (пЭтрос ) – буквально означает небольшой кусочек массивной глыбы или огромной скалы; Скале - πέτρα̣ (пЭтра) – большая скала, каменная глыба, утёс.
Смысл начальных слов Иисуса понятен большинству верующих во всём мире: небольшие камешки – люди, посредством откровения, что Иисус – и есть Господь и Бог, будут преобразованы в огромную глыбу, на которой и построится Церковь.
Далее в оригинале сказано: " и дам тебе ключи Царства небес…" Посмотрим, где ещё Иисус говорит о ключах: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали" (Лук.11:52).
Учителям Закона даны были ключи для входа в Царство, однако они Божьи заповеди заменили человеческими и таким образом воспрепятствовали войти туда и другим.
Обратим особое внимание на то, что "связать и разрешить" относится именно к ключам Царства, а не ада! Суть в том, что используя эти ключи можно войти в Царство Небесное в будущем на небесах и иметь Царство Божье здесь на земле: праведность, мир и радость (если вообще можно разделять эти понятия).
Ключи – это принципы построения Царства Небесного и Церкви!
"Связывание и разрешение" – это уже как результат использования этих принципов! И насколько будет успешно использование принципов Царства Небесного, о которых учил Иисус в Нагорной проповеди и т.д., настолько будет успешно создание и построение Церкви.
Более внимательно рассмотрим следующую цитату: "… и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
Слово"что" из синодального перевода в оригинале состоит из нескольких слов: και (кАй) – и; ὃ (гО) – которое; εαν (эАн) – если.
Особенное внимание заслуживает ὃ (гО) – которое. Потому что оно и даёт очень определённое объяснение этого места Писания. Хотя это относительное местоимение среднего рода, однако, чаще всего идёт с существительным, на которое и указывает как: этот, тот, который и во множестве мест Писания в Новом Завете переведён: который, которую, которая, которого, которым, которыми, которые – всё зависит от существительного, на который это местоимение и указывает.
Получается в оригинале: "и дам тебе ключи Царства небес, и которыми если..."
Рассмотрим следующие слова:
"свяжешь" δήση̣ς (дЭсэс) – связывать, привязывать; 2. сковывать, заключать в узы, оковы; "разрешишь"λύση̣ς (лЮсэс) - 1. Развяжешь, отвязывать, развязывать; 2. освобождать, отпускать; 3. разрушать, расторгать, нарушать; 4. Разрешать, отменять, упразднять, объявлять недействительным.
Итак, подытоживая вышесказанное: "… и дам тебе ключи Царства небес, и которыми если свяжешь, то будет связано на небесах, и которыми если развяжешь, то будет развязано на небесах".
Посмотрим, где используются слова: свяжешь и развяжешь, чтобы понять, какие же значения в них вкладываются? Сразу видно, что они имеют совершенно противоположные действия. Связывать – это заключать в оковы. Развязывать – разрушать оковы, освобождать, отпускать на свободу.
Смотрите, что говорит Иисус: "сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лук.13:16).
Заметим, что здесь связал женщину именно сатана! А освободил из пут - Господь.
А вот что говорится в Исаии:"Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо" (Ис.58:6).
Господь не связывает, а наоборот развязывает узы ярма и расторгает их! "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" (Лук.4:18). Высказывания "пленным освобождение" и "отпустить измученных на свободу"- больше похоже на развязывание уз ярма.
Посмотрим, как Иисус на конкретном примере показывает этот принцип в действии и даёт вполне понятное объяснение в Мтф 18 гл:
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф.18:15-20).
Иисус приводит пример взаимоотношений в церкви, используя этот принцип "связывания и развязывания". Своими действиями и отношением к ближнему, мы можем "связать" (в негативном смысле ситуацию с братом) или "развязать" (в положительную для Царства Божьего сторону). Ведь дальше Он говорит о силе согласия: "если двое из вас согласятся". И завершает высказыванием, что Иисус пребывает там, где двое или трое нашли согласие и в единстве собираются во имя Бога. А ведь церковь – это собрание верующих!
Иисус на конкретном примере показывает, как использовать ключи Царства Небесного для построения Церкви! И о дьяволе здесь не упоминается совсем!
И если в 16 гл закладывается фундаментальный принцип построения церкви на откровении о Сыне Божьеми использовании ключей Царства Небесного, то в 18 гл идёт конкретное разъяснение и пример взаимодействия в Теле через построение взаимоотношений между людьми.
Неправильно используя ключи Царства, мы можем "связать" ближнего, тем самым заключить его в ярмо рабства, делая работу дьявола. А правильное использование Божьих принципов может освободить его от уз врага, делая работу Бога. Нам и даны ключи Царства, чтобы христиане перестали связывать людей, а делали Божье дело, "отпуская измученных на свободу".
Господь будет созидать Свою Церковь на личном откровении каждого верующего, что Иисус и есть Господин всего, а также через правильное применение принципов (ключей) Царства Небесного.
"И ты Пётр (камешек), и на этой камне (огромной скале), Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её, и дам тебе ключи (заповеди и принципы Божьи) Царства небес, и которыми если свяжешь (заключишь своими действиями в узы и ярмо), то будет связано (утверждено) на небесах, и если развяжешь (освободишь, отпустишь на свободу, расторгнешь ярмо), то будет развязано (утверждено) на небесах.
Для того чтобы полностью раскрыть эту тему, давайте рассмотрим ещё одно место Писания, где встречается слово "связать". Вспомним ситуацию, когда к Иисусу привели бесноватого…
"Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть" (Матф.12:22). Интересно, что здесь освобождение названо исцелением. При этом Иисус не "связывал" сатану. Однако Он проговорил следующие слова: "Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Матф.12:29,30). Может быть, всё-таки Иисус учил, что перед изгнанием бесов необходимо "связать" дьявола? Но почему Он Сам этого не сделал? Посмотрим более пристально, о чём же всё-таки говорил Иисус?
Для этого нужно сначала ответить на вопрос: разве исцелением можно назвать такие слова: войти в чей-то дом, разворовать его и забрать все вещи из чужого дома? Больше похоже на то, что это говорится о сатане. Иисус однажды сказал: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Иоан.10:10).Это дьявол назван вором, который приходит разворовывать чью-то жизнь!
Посмотрим, как об этом говорится в Евангелии от Луки: "Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук.11:21-23). Слово "связать" в этом отрывке Писания не используется совсем.
Посмотрим на некоторые греческие слова, чтобы глубже понять смысл сказанных слов: Свой - εαυτοũ - самого себя. Дом -οἰκία - дом, домашний очаг, семейство Безопасность ειρήνη̣ (эйрЭнэ) – мир, безопасность, покой; благополучие
Когда сильный человек в полном вооружении охраняет самого себя и своё жилище (тело), то он в безопасности (мире, покое, благополучии)! Иисус говорит о том, как не допустить врага в свою жизнь!
Однако, если тот, кто сильнее этого человека, сможет победить его, то лишь тогда враг сможет разграбить его жилище. И каким же путём дьявол сможет победить и разграбить? Сначала он должен связать того человека (Мтф 12:29), заключить в ярмо и оковы греха. И только лишь потом он сможет разворовать всё его имущество. "Кто не со Мною…тот расточает"
Словосочетание "не со" – это одно греч.слово - ων (Он) – сущий: существующий, являющийся, находящийся). Точный перевод этого места гласит: "Кто не существует (находится) во Мне…тот расточает (растрачивает). Словосочетание "пребывание в Нём" очень часто используется в Н.З. Особенно оно часто встречается в 1 Послании Иоанна, как например: "И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам"(1Иоан.3:24).
Посмотрим, о чём же говорил Иисус:
"Когда сильный с оружием(Божьим) охраняет свой дом (самого себя и семью), тогда в безопасности (мире и благополучии) его имение (жизнь); когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною (не пребывает во Мне), тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (даёт право врагу разворовывать)"(Лук.11:21-23).
Дьявол не сможет принести болезнь или бесноватость в жизнь человека, если прежде не свяжет его грехом!
В последние дни земного служения Иисус говорил: "Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан.14:30). Дьявол никогда не имел доступа к жизни Господа, потому что в Нём не было ни капли греха! Кто не живёт в согласии с Богом, тот даёт место дьяволу расточать свою жизнь.
В Матф.12:29,30 и аналогичном месте Писания Лук.11:21-23, Иисус говорит не об изгнании бесов, а о том, как человек может допустить в свою жизнь дьявола с возможной последующей одержимостью.
И как в подтверждение этому рассмотрим следующие слова Иисуса, где Он продолжает тему о том как человек может допустить дьявола в свою жизнь. При этом, Иисус снова сравнивает жизнь человека с его домом: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Матф.12:43-45).
Слово "злой"- πονηρός 1. плохой, дурной, скверный, негодный; 2. злой, лукавый. Если человек в своей жизни имеет негодный, злой и лукавый характер, то таким образом он подвергает себя опасности и угнетению врага.
Каким же образом верующий человек сможет защитить себя от влияния дьявола?
"Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф.4:25-31).
Проявление необновлённого характера никоим образом не говорит об одержимости. А вот жизнь по заповедям Божьим, изменение характера и поведения закроет двери для влияния врага извне.
Вывод: связывает (заключает в оковы) сатана, а Бог развязывает (освобождает). И практика связывания дьявола в молитве не имеет библейского обоснования!
К сожалению, многие молитвы сегодня превратились в крики на дьявола и сплошное связывание разных духов. Нигде в Писании не упоминается, что Иисус или апостолы связывали дьявола в борьбе с ним. Представьте, с каким духовным противостоянием сталкивался Иисус. Однако ни духов религии, законничества, блуда, разврата и наконец, антихриста, Он не связывал и не изгонял. Тем более, Иисус Христос не воевал с "территориальными" духами, а бесов изгонял только из людей, и то, по-настоящему одержимых!
Очень важно понимать, что Кровь Христа была пролита только за людей, для их искупления от греха! Поэтому, духовная война за территорию явно не соответствует Писанию. Иисус не изгонял всех территориальных бесов в Израиле и не связывал их! А ведь Ему противостоял в то время весь дьявольский мир. И дело не в отсутствии силы или власти: у Иисуса была безграничная власть!
Заметим также, что апостолы также не "воевали" подобным образом. Ни в Деяниях Апостолов, или в Посланиях, а также ни в одной из целой серии молитв апостола Павла не упоминается даже намёка на "связывание" сил тьмы. Когда Иисус учил о молитве, то основное ударение ставилось на личном (интимном) взаимоотношении между Богом и человеком.
Иисус Христос никаких бесов из апостолов или других учеников во время своего земного служения не изгонял и "служения освобождения" для них не проводил. В Писании совершенно отсутствует практика изгнания бесов из верующих людей! Каждый верующий должен двигаться в рамках Божьей власти!
Кто хочет "повоевать" с дьяволом, то пусть делает как Иисус и ученики: проповедует Евангелие, бесов из одержимых людей изгоняет, больных исцеляет…
И как пример, хочу показать, как "противостояла" дьяволу первоапостольская церковь: "И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением" (Деян.4:29-31).
Апостолы с церковью обращались в молитве к Богу, однако результат был потрясающим!
Настоящая духовная борьба происходит сегодня в сердцах людей и их умах! И Слово Божье, а не связывание бесов, должно преобразовывать и изменять людей в образ Иисуса Христа!
"Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится" (2Кор.10:4-6).
Слова: Замыслы - λογισμός- рассуждение, размышление, соображение, решение, мысль. Помышление - νόημα- мысль, замысел, помышление, умысел, намерение.
Духовная война идёт за серца людей в их разуме!
И каком же тогда оружии говорит апостол Павел, которым пленяются мысли человека в послущание Богу?
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12). Слова "намерения сердечные" в оригинале: "мышление сердца".
Одно из самых важных оружий в победе над врагом есть Слово Божье! И его действие, прежде всего, предназначено именно для изменения мышления человека.
И разум человека является самым настоящим полем сражения!
"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф.6:10-18).
Слово "всеоружие": πανοπλία - всеоружие, всё вооружение, полное вооружение (полное вооружение тяжелого воина включало: щит, шлем, броню, поножи, меч и копье).
А теперь ещё раз посмотрим на всё оружие Божье: 1) Истина; 2) Праведность; 3) Благовестие; 4) Вера; 5) Слово Божье; 6) Молитва (в духе).
Истина чаще всего находится между двумя крайностями. Нагорная проповедь и учение Иисуса, а также Послания апостолов – вот ключи для построения Божьей Церкви и духовной борьбы с врагом. Если бы было всё так просто: связал и всё…, то в мире давно бы уже забыли о наркомании, алкоголизме, проституции, абортах, войнах и т.д.
А вся суть вопроса заключается в следующем: "Если смирится народ Мой…" (2 Пар 7:14).
А ведь смириться – это намного труднее, чем "связывать" дьявола. Наши выбор и действия имеют решающий фактор!
|