«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.»
(1Пет.4:12,13)
Для тех, кто имеет время, возможность, и желание лучше понять, что есть огненное искушение, и что оно может приходить и на язычников, можно обратиться вначале к месту писания из 17-й главы книги «Премудрости Соломона», где описано подобное действие в духовном мире, когда происходили суды Божии над Египтом.
А мы теперь обратимся к примеру из Писания, который говорит о огненном искушении Божьего человека, который получив задание от Господа, уклонился от него, и, избрав свой путь, по своей воле, решил убежать от лица Господа в Фарсис на корабле.
«Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.»(Ион.1:4)
Когда корабельщики, будучи язычниками, узнали, что Иона бежит от лица Господа, они устрашились страхом великим, и после молитвы к Господу, поступили с Ионой, как он сказал им: «И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.» (Ион.1:15)
Таким образом за своеволие и гордость, Ионе было послано огненное искушение: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!.» (Ион.2:1-10)
Конечно непросто представить как всё это происходило с Ионой, - 3 дня и 3 ночи без сна, на ногах, а по временам и вверх ногами, в полной темноте, в том стесненном пространстве китового желудка, находясь в «борще» из морской воды и желудочного сока кита, морских водорослей, проглоченного планктона, в постоянном движении и неустойчивости, - все это проявлялось в его плотском состоянии, а также в различных мыслях, чувствах, скорби, безнадежности, адском ощущении и изнеможении, что проявлялось в его духовной сущности, в его духовном человеке. Это было огненное искушение пророка Ионы.
И когда трое суток подходили к концу, и его душа изнемогла, пришло Ионе воспоминание о Господе, потому что Дух Божий все это время был с ним постоянно, поэтому и молитва Ионы дошла до святого храма, вместе с его обещанием жертвы хвалы, а также, как думаю, с его полным смирением и послушанием. «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.»(Ион.2:11)
А главное, Иона был знамением для Ниневитян, для того, чтобы они увидев его и услышав его свидетельство, могли покаяться.
Другой аналогичный пример мы находим в Новом Завете, когда читаем об обращении Савла: « Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.»(Деян.9:3-9)
Конечно, кто-то может сказать что Павел никогда не упоминал об огненном искушении; но если бы не вразумление свыше, и я не обратил бы на этот случай внимания. Но, коротко рассудив, оценим то состояние в котором оказался будущий Апостол Павел: во-первых, после встречи с Господом, он ослеп; далее, он оказался сам неспособным передвигаться без посторонней помощи; кроме того, уже оказавшись в Дамаске, в доме Иуды Тарсянина, видимо своего земляка или родственника, он пробыл 3 дня и 3 ночи, без пищи и пития, в молитве к Богу, вспоминая все свои злодеяния, которые он делал святым а Иерусалиме.
Зато после того, как Анания пришел, возложил на Савла руки и помолился, Дух Святой сошел на Савла и он прозрел; но произошло нечто большее, о чем Павел сказал, что когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, - поэтому и было свыше допущено все происшедшее с Савлом.
А теперь свидетельство очевидца, прошедшего огненное искушение.
В начале своего христианского пути, через некоторое время после крещения Святым Духом, произошёл духовный опыт, посланный свыше для испытания веры.
В какой-то момент пришло состояние полной потери веры; внутренний огонь стал обжигать со всех сторон; открылись искушения через прежние грехи; пришло чувство, что душа уже летит в ад, откуда ей уже не будет возврата. Так продолжалось трое суток, практически без сна; не было спокойной минуты. Искушения следовали за искушениями, накатывая и налегая как волны, не давая никакого покоя. Мир, радость, любовь, все доброе, удалились, как будто их никогда не было. Помнится, что была огромная жажда чтобы пить холодную воду, т.к. было ощущение, как у богача в аде: стакан за стаканом холодной газировки не помогали утолить жажду; все это сопровождалось чувством безнадежности и беспомощности, - не было практически никаких сил, кроме того, чтобы, когда накатывало очередное искушение, хватать плоскогубцы и сжимать ими мякоть на ладони руки, хотя и это мало помогало. Не было недовольства или ропота на свое состояние, - было осознание, что все это справедливо и заслужено за прежние грехи и беззакония.
Божьего присутствия не было, молитвы отсутствовали, слово Божие отсутствовало, веры не было; было ощущение, что всякая ограда во внутреннем человеке разрушена, и всем демоническим силам того огромного города, в котором тогда жил, был свободный доступ к моей внутренности. Как потом понял, во время этих трех суток были испытаны огнём и дух, и душа, и тело, а ещё, через это, прибавилась ненависть ко греху и злу. Ещё можно добавить, что во всё это время не было дано сверх сил действию искушений, потому что Святой Дух находился рядом, и после окончания огненного искушения, даровал длительный сон, а потом и Своё утешение, и Свою любовь. И ещё один момент, - перед этим испытанием веры, в церкви, во время служения, было видение Иисуса в кругу Своих учеников, который протянув руку указывал на меня. Воспоминания об этом видении очень помогло все пройти.
Для того, чтобы более увеличить наше понимание о рассматриваемом вопросе, обратимся к случаю, когда Мать Иисуса и Иосиф, после праздника возвращались и не заметили, что Отрок Иисус, будучи 12 лет, остался в Иерусалиме, и не найдя Его среди родственников и знакомых, возвратились в город.
«Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»
(Лук.2:46-49)
Нам трудно понять, где и как искали Мария и Иосиф 3 дня Иисуса, но написано, что они искали Его с великой скорбью... Это не было для них огненным искушением, но серьезным испытанием и научением для них, а также и для нас, ожидающих явления Иисуса за Его Церковью первенцев. Наше научение в том, чтобы не поддаться действию духа этого мира, чтобы он через похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, не отвлёк и не увлёк нас и наше внимание от Иисуса Христа, и мы не остались на великую скорбь.
Ещё, очень кратко, об Иисусе и о том, что произошло с Ним после смерти на кресте: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.»(Матф.12:40)
Иисус, после смерти по плоти, Своим Духом спустился в темницу и проповедал там духам умерших людей, живших во дни Ноя, далее, Он, как Победитель, забрал ключи ада и смерти, лишил силы имеющего державу смерти, и взошел на небо, откуда мы Его ожидаем. Иисус стал знамением для рода сего, потому что, практически все люди знают ныне, через проповедь Евангелия о смерти и Его воскресении.
То же будет и с двумя свидетелями, с которыми зверь, выходящий из бездны, сразится и убьет: «И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.»(Откр.11:9-12)
Они также, после своей физической смерти, духом спустятся в темницу как победители, и там будут проповедовать тем духам умерших, которые не слышали при своей жизни на земле, Евангелия и не знали о Спасителе Иисусе Христе. Бог есть справедливый, благой, и Он есть Любовь, давая даже для умерших в неведении и незнании, шанс на спасение.
После этого эти два свидетеля воскреснут, взойдут на небо, и воссядут справа и слева со Христом в Его славе.
Ни свыше, ни из Писания, не было откровения о том, что Иисус и два свидетеля проходили огненное искушение; для них в этом не было необходимости.
Подводя итог этой темы, мы можем видеть, что огненное искушение посылается не для всех, но для некоторых для испытания, для очищения, для смирения, а также для приготовления Его избранных сосудов на служение.