Когда отцы, мужья и сыновья уходили на войну, оставшиеся в тылу ожидали от них добрых весточек; и весточки приходили, но не всегда добрые, от которых замирало сердце, потому что исчезала всякая надежда, через полученую «похоронку», на возвращение родных, дорогих и любимых. И тогда соседки приходили с утешением: «а ты поплачь, поплачь, и легче станет...» Да, так устроена психика человека, чтобы через слезы, приходило облегчение переносить какое-то горе. А мы поговорим о том, как нам восхитить то обетование, которое Бог дал для всех нас: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся.»(Матф.5:4) Но вначале рассмотрим то, что важно в понимании духовных принципов, а это рождение матерью младенца; каким дитя приходит в этот мир? Совесть у него чиста, его плач и мокрые пеленки не считаются грехом; это естественно. Есть у него воля? Ведь он плачет, и успокаивается, как только мать дает ему свою грудь. Нет, это инстинкт голода. А есть ли у него сознание и ум? Сознание себя у него есть, потому что через всякий дискомфорт, младенец реагирует плачем. А в отношении ума, мы все, которые имеют опыт в воспитании детей, можем отметить, что мыслительные способности начинают проявляться через некоторое время после рождения: дитя начинает узнавать маму, радоваться и «агукать», когда слышит ее ласковый и нежный голос; и что удивительно, еще будучи в этом очень раннем возрасте, узнает своего папу, который возлагал свои руки на дитя, которое было еще во чреве матери, и молился. Как это происходит? Для облегчения нашего понимания обратимся к слову Божию. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли;» (Ис.53:2) Это относилось к Иисусу Христу, когда Он родился по плоти. По мере поступления информации в память дитя, в нем начинаются мыслительные процессы, и те зернышки информации-знания, начинают произрастать, появляется какой-то росточек, - ум человека. Этот росточек имеет корешочки, вначале маленькие, а потом более укрепляющиеся, и уже вместо росточка, образуется веточка. Это соответствует слову Божию: «и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.»(Мар.4:27-28) А теперь, немного, возвратимся к предыдущей теме о «нищих духом». В зависимости от возраста, каждый рожденный свыше, до покаяния имел собственный плотской ум. Когда было принято драгоценное и нетленное слово Божье, оно принесло покаяние, и это живое слово дало возрасти в каждом сердце новому росточку, который есть начало в нас ума Христова. И как этот росточек оберегался благодатью Божией, Он производил в нас Свое хотение и действие по Своему благоизволению: росточек требовал воды и пищи для своего роста, и мы жадно читали, исследовали и пребывали постоянно в рассуждениях о Иисусе. Мы были нищие духом. И этот росточек, возрастал, укреплялся и становился деревом жизни в нас, - умом Христовым. И дальнейшая цель, через познание Господа и возрастающую веру достичь обетования: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится.» (Ис.11:1-3) Т.е. наша задача, уподобиться Христу, стать с Ним Одним целым, и это есть обетование и достояние для церкви первенцев, и это есть исполнить волю Божию. Возвращаясь к «плачущим», на основании изложенного, непредвзято рассуждая увидим, что оказывается в рожденном свыше имеется, как ни удивительно, два ума: один плотской, который пребывает в нас, от рождения по плоти, и второй, ум -Христов, который, как росток, нуждается в том, чтобы возрасти в возраст Иисуса. И тогда у человека появляются двоящиеся мысли: от мира сего и от истины. Что происходит на этом этапе? По мере того, как росточек становится выше, он начинает видеть через свет слова Божия то, что раньше не видел и не понимал: «а все так живут...» Как может росточек видеть? Ведь мы смотрим и видим глазами! Давайте разберемся: что такое глаза? Это как объектив в фотоаппарате, который передает изображение в виде сигнала на фотопленку, или на чувствительный элемент. Точно так и наши глаза, передают инфомацию в ум человека; и именно в уме начинает обрабатываться вся информация, и увиденная, и та которая хранится в памяти. Потом происходит анализ и синтез, через мысли; это функция ума. Это соответствует сказанному в Библии:«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;» (Матф.6:22) Таким образом око, - это есть ум, или как тот росточек. И вот тогда начинается в Его детях и плачь, и слезы: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.»(2Кор.7:10) Через святость, праведность, чистоту Бога, мы начинаем видеть свое истинное состояние: свои недотатки, заблуждения, проблемы, скверный характер, который после покаяния, по временам, приносит свои плоды прежней жизни: зависть, обиды, осуждение, раздражение, гнев и т.д. Кто хочет визуально увидеть и уразуметь, можно обратиться к этому примеру: «Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.» (Мар.8:24) А еще можно уподобить наш ум полю, заросшему сорняками, и когда мы начинаем видеть эти сорняки своим новым, приобретенным через слово умом, начинаем молиться, сокрушаться плакать, каяться, и взывать к Богу: «о, если бы Ты дал шанс на покаяние?» И Бог дает это: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.» (Иак.4:9,10) И, как думаю, очень поможет истинно ищущим Его блаженства, это наставление через любимого и верного ученика Иоанна: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1Иоан.1:9) Ведь бывают такие сорняки в нашем уме, которые постоянно обращают нас, через нехорошие, злые или похотливые мысли, к таким же чувствам, желаниям и похотям. И избавление от них, т.е. этих сорняков, совершит Господь, Своим Святым Духом, искореняя их и забирая на крест Голгофы, куда Он телом Своим вознес наши грехи. Есть также другая категория верующих, - богатящиеся, которые запаслись в своей памяти словом Божьим, но не поступают по нему, и в этом их проблема: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.»(Иак.5:1)
Но об этом, если Господь позволит, в другой раз. Хорошо, с этим понятно, ну а когда же начнется блаженство? Оно уже началось в тот момент, когда ум увидел какую-то проблему, или какой-то сорняк; и если бы не увидел, это таилось бы до дня суда, или до того момента, когда что-то изменить будет непросто, а может даже невозможно. Но с того момента, через молитву, Дух Святой помогает удалить этот сорняк, вместе со всеми его плодами и семенами, Сам, врачуя Своим бальзамом, заполняя Собою освободившееся место, и утешая душу Своею благодатью, ведь: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»(Иоан.14:26) А что если я уже каялся, исповедывался, молился, а утешения и блаженства нет? Было одно свидетельство, когда брат был постоянно в унынии и депрессии, пока однажды не вспомнилось слово: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2) Этот брат решил попробовать на практике, как работает слово Божие. И просто, сквозь зубы, с трудом, начал применяя усилие, повторять: «слава Тебе, Господи!» И так, еще и еще... Через 15 минут та депрессия, вместе с унынием, куда-то убежали от славословий Господу, но Божий мир и радость наполнили сердце. Ведь: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»(Матф.11:12). И еще одно место для ободрения и утешения: «возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.» (Ис.61:3)