«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт.1:27)
Для того, чтобы уяснить этот вопрос, обратимся к примерам из жизни. Как многие знают, в продаже есть яйца диетические, в основном, а также не диетические, фермерские – «cage free», которые получены от кур, которые были в общении с петухами. Разница между диетическими и фермерскими яйцами в том, что из диетических яиц никогда не могу вылупиться птенцы, т.к. в них нет оплодотворенного зародыша. В зависимости от мамы и, конечно от папы, из оплодотворенного яйца может выйти, при высиживании, или птенец курицы, или орла, или другой птицы. В продолжении темы, для ее разумения, в основном, для менее продвинутых, возьмем еще один житейский пример: большинство из нас, когда-то готовили яичницу или омлет. Мы разбивали скорлупу яйца и отправляли его содержимое на сковороду. А что происходило с оставшейся скорлупой? Правильно, ее отправляли в мусорное ведро. И это, т.е. скорлупу, будем считать первой частью яйца, которая хранит яйцо, или развивающегося цыпленка до времени его появления на свет. Но если мы выльем содержимое яйца на блюдце, то обнаружим еще три части: белок, желток, и на желтке, - зародыш, из которого появляется птенец. Итак, как видим, яйцо состит из четырех частей: зародыша, через который приходит будущая жизнь, желток, белок, а также скорлупа, которая необходима до времени, для сохранности яйца. Теперь обратимся к самому сложному Божьему творению, - человеку, который был сотворен по образу Божию. Вначале слово Божие: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.»(1Фесс.5:23) Как видим, это есть духовная внутренность верующего человека, которая после обработки Божьим научением будет готова ко встрече с Господом и к вечной жизни. Как творил Бог? Он творил Своим словом, через Свою мудрость и Своею силою. И в первую очередь, по Его плану и предведению, была сотворена духовная составляющая человека из духа, души и, возможно, тела, для того, чтобы после окончания жизни создаваемого человека на земле, приготовить его к вечности и участии в Божьей семье. Во 2-й гл. Бытия, мы видим уже процесс не творения, а создания человека из праха земного: «И создал Господь Бог человека из праха земного,» (Быт.2:7) Это произошло уже в материальном мире; т.е. была сформирована плоть человека, как то, что предохранит и будет содержать в себе духовную составляющую: его дух, душу и тело, что и произошло в тот момент, когда Господь Бог вдунул в лицо (созданного) его дыхание жизни: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» По тому же принципу, только из «ребра», Господь Бог создал жену. После чего от одной крови произошел весь род человеческий. Но главное, что относится к нашей теме, в том, что человек, независимо от пола, состоит из 4-х частей: духа, души, тела, а также плоти, о которой сказано в писании: «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1Кор.15:50) Здесь наш противник и враг скрыл большой обман и действие духа заблуждения, убедив многих в том, что тело (духовное) и плоть (материальная) есть одно и тоже, таким образом закрыв для многих из Божьего народа возможность освобождения от «Адамова» греха и доступ к пути святости. Но на самом деле, это не так. Поэтому в подтверждение этому факту возьмем несколько мест из Библии. Первый пример за Аэндорскую волшебницу, которая вывела Саулу Самуила: «Какой он видом? - спросил у нее [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.»(1Цар.28:14) Логически рассуждая, понимаем, что плоть Самуила была похоронена в гробнице, а вышел он к Саулу в духовном теле, на котором была длинная одежда его праведности. Другой момент, о споре Архангела Михаила с диаволом: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".» (Иуд.1:9) Естественно, плоть Моисея была похоронена в земле, на горе; от нее вряд ли что осталось; но спор был за духовное тело Моисея, в котором он явился вместе с Илией на горе преображения: «И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. (Мар.9:4)». И еще, пару примеров, которые помогут преодолеть действие духа заблуждения, в которых Дух Святой через Апостола Павла прямо возвещает о наличии тела ( в том числе греховного) и плоти: «ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,»(Кол.1:22) «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;»(Кол.2:11) Вот этого духовного обрезания греховных тел плоти, боится наш противник, зная что это приведет ко многим потрясениям его царства, и к спасению и исцелению многих людей для Божьего царства. Но об этом, если Господь позволит, позже. Подводя итог мы видим, что человек имея плоть, также имеет внутри себя духовное тело: или греховное тело смерти (Римл.7-24), или новое тело, полученное через крещение в Иисуса Христа. Еще один житейский пример, с расчетом на будущее. Однаджы прочитал свидетельство одного фронтовика, который, подвыпивши, делился с приятелем о том, что потеряв на войне ногу, он до сих пор в ночи испытывает желание почесать пальцы на потерянной ноге. Что это как не проявление духовного тела, в котором каждый предстанет на Божий суд. Здесь есть для нас также понимание того, какие в будущем, через излияние силы Своего Святого Духа, будет творить Господь чудеса, восстанавливая конечности и потерянные органы. Чтобы уже не возвращаться к духовным телам уясним, что они, т.е. духовные тела состоят или из похотей и желаний (а это как протухший и испорченный белок в яйце), и это есть проявление греховных тел смерти, а также тех желаний (т.е. нового тела), которые во Христе Иисусе, через обрезание ветхого человека, что через Божье обетование, принадлежит верующим людям. Теперь немного о плоти. Как скорлупа яйца поддерживает содержимое, так и плоть человека предназначена для обеспечения жизнедеятельности духа, души и тела. Плоть дарована человеку при рождении; она растет, развивается, укрепляется силой, потом стареет, слабеет, болеет, а потом следует путем всего мира: «...доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Быт.3:19) Люди не разумеющие Божьего плана спасения, уделяют плоти много времени: уходу за ней, заботам, украшениям, одежде, не понимая, что как скорлупа самого красивого и раскрашенного яйца, в итоге идет в мусор, также произойдет со всякой плотью в свое время, кроме тех, которые, заботясь о своем духовном человеке, будут готовы после преображения ко встрече с Господом. Еще один, самый главный момент в разговоре о теле, это то, что через тело пришел в каждого рождающегося в мир человека грех, по наследству от Адама: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.»(Рим.5:12) «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4:1) Вот это действие закона греха и смерти проявляется через греховное тело смерти, в делах плоти: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» (Гал.5:19-21) И еще одно место, в подтверждение: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.» (Рим.8:12,13) Больше информации можно найти в теме «Двойная природа греха». Только Один, Сын Человеческий, через непорочное зачатие получил от Отца Тело: - «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне.»(Евр.10:5) - «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего», (Рим.12:1) - «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.»(Матф.27:52,53) Т.е. воскреснут тела святых; они будут участвовать в восхищении Церкви. Желающим можно ознакомиться с историей воскресения сыновей Симеона: Хармием и Лентием, о воскресении которых свидетельствовал Матфей. - «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина,(т.е. плоть, мое добавление) разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.» (2Кор.5:1)
Теперь немного о душе; у нерожденных свыше людей их души греховны и нечестивы. Состояние души человека зависит от той нформации, которую он собрал в своей жизни, а также от воспитания, окружения и условий, в которых он жил. Душа, по писанию, исследованиям и рассуждению состот из 3-х составных частей: ума, воли и чувств. Об уме: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.» (1Кор.2:16) О воле: «но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:2) «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.» (Иоан.6:38) Чувства: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5) Души верующих людей могут быть праведными, благочестивыми, непорочными, боящимися Господа.
О духе человека: он состоит, по общепринятому пониманию, из совести (как косяки дверей, которые покрывались кровью агнца), интуиции (т.е. мудрости) и общения с Богом. Некоторые места из писания о духе:
«вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.» (Иак.4:14) Интересный момент, Иаков сравнил дух человека с паром; это как в морозный день, человек дышит, выдыхая пар. Возможно и мы таким же образом вышли из уст Божьих, когда Он творил Свое творение? «Он сотворил человека и положил сердце его в средине тела, и вложил в него дух, жизнь и разум и дыхание Бога всемогущего, Который сотворил все и созерцает все сокровенное в сокровенных земли.»(3Ездр.16:62,63)
А теперь, вкратце, вспомним о чем мы говорили в теме «О пути праведности Нового Завета». Это в первую очередь о рождении свыше, для очищения совести от наших сделанных грехов, что дает нам рождение свыше для новой жизни и спасение.
- «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Иоан.3:3)
Далее, это рождение от воды, для очищения души. - «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,» (1Пет.1:22)
И конечно очищение духа, (не совести, т.к. она уже очищена Кровью Агнца) - и это есть рождение от Духа Святого. - «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.» (1Иоан.5:18)
Заканчивая об устроении человека, вернемся к началу этой темы. Да не смутит никого из братьев сравнение нашего внутреннего человека, в совокупности с плотью, - духовному яйцу. Ведь, если непредвзято рассудить, то это подобие сходится: как скорлупа яйца утилизируется, когда птенец вылупился, так и человеческая плоть, при выходе духовного человека из нее, возвращается в прах. В чем же смысл? В том, что кто и как посеял в дух человека семя: или дух этого мира, который через грехи и похоти, влечет на Божий суд и последующее наказание, или посев был через нетленное слово Божие, которое приведет человека, как новое творение в Божью славу. Да явит Господь Свою милость, чтобы среди верующих не оказалось тех, которые произошли от «диетических» яиц этого мира, мертвые духом. - «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.» (Иуд.1:17-19)
Устройство внутреннего духовного человека небходимо для того, чтобы понимать и знать где могут находиться в человеке грехи с их двойной природой, а также как от них избавляться, согласно учению Библии.