Как же все замечательно встает на свои места!
Автор — Джо Ригни
31.03.2018
“Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.” (Мк. 15:46)
Мы все знаем, что Иисус умер. “Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух” (Лук. 23:46). Но что произошло после того, как Он умер? Мы знаем, что Его тело было положено в могиле Иосифа, а как же Его человеческая душа?
Размышление над этим вопросом не только проливает свет на библейское учение о смерти и том, что происходит после неё, но это и великое ободрение для нас, тех, кто должен встретиться со смертью и желает сделать это без страха.
Что такое смерть?
Прежде всего, что же такое смерть? Смерть — это отделение, разделение вещей, которые должны быть соединены. По сути, это отделение от Бога. Павел говорит об этом в Еф. 2:1-2: “И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили…” Жить во грехе означает быть мёртвым, быть в рабстве у тёмных сил, быть отделённым от Бога, быть детьми Его гнева. Такое отделение — это отдаление, враждебность, отчуждение от жизни и надежды живого Бога. В этом смысле все мы, по своей природе, родились мёртвыми, и именно эту смерть Иисус пережил в Своих страданиях на кресте.
Но конечно же, смерть — это больше, чем просто отделение от Бога. Смерть также определяет отделение души от тела. Бог создал людей как воплощённые души и одухотворённые тела, а смерть разрывает этот союз. Но что происходит с этими двумя частями после разделения? Псалом 15:10 проливает свет на это библейское учение.
“Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.”
Этот отрывок приводит нас к обычному пониманию того, что происходило после смерти человека до смерти и воскресения Иисуса. Душа отправлялась в “Шеол,” а тело переживало распад или разложение.
В Деян. 2:29-31 Пётр говорит нам, что Давид, написавший этот псалом, предвидел воскресение Христа, “что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления” (обратите внимание, что Пётр читает вторую строку как ссылку на тело или плоть Иисуса). Таким образом, до Иисуса, после смерти души обычно шли в Шеол (или Ад), а тела (плоть) разлагались. Нам всем известно последнее, но первое не так явно. Быстрый библейский разбор покажет нам, почему Пётр думает, что пророчество Давида в Пс. 15 является такой прекрасной новостью.
Что такое Шеол?
В Ветхом Завете Шеол — это место, где находились души умерших — и праведников (таких, как Иаков, Быт. 37:35, и Самуил, 1 Цар. 28:13-14), и грешников (Пс. 31:17). В Новом Завете ивритское слово Шеол переводится как Ад, и описание Шеола в Ветхом и Новом Заветах немного напоминает Ад в греческой мифологии. Он под землёй (Числ. 16:30-33) и он подобен городу с воротами (Ис. 38:10) и засовом (Иов 17:16). Это страна темноты — место, где обитают тени и призрачные души людей (Ис. 14:9; 26:14). Это страна забвения (Пс. 87:12), где нет ни работы, ни мудрости (Еккл. 9:10). Самое важное, это то, что Шеол — это место, где никто не славит Бога (Пс. 6:6; 87:11-12; 113:25; Ис. 38:18).
В Новом Завете наиболее расширенное описание того, что происходит после смерти, мы находим у Луки 16:19-31. Отсюда мы узнаём, что подобно Аду в греческой мифологии, у библейского Шеола есть два компонента: собственно Ад (куда был послан богач, Лук. 16:23) и “лоно Авраама” (куда ангелы перенесли Лазаря, Лук. 16:22). Сам Ад — это место мучений, где огонь причиняет боль заключённым в нём. Лоно Авраама, с другой стороны, хоть и находится на расстоянии крика от Ада, отделено от него “великой пропастью” (Лук. 16:26) и является, подобно греческому Элизиуму, местом отдыха и покоя.
Хотя остаётся ещё много загадок, картина начинает приобретать форму. Все мёртвые души сходят в Шеол/Ад, но Ад разделён на две отдельные части, одна для праведников, а вторая для грешников. Праведники, которые умерли до Христа, обитали в Шеоле вместе с Авраамом, и хотя они были отторгнуты от земли живых (а следовательно и от поклонения Яхвэ на земле), они не были мучимы как грешники.
Куда пошёл Иисус, когда умер?
Что же это говорит нам о том, где был Иисус во Святую Субботу? Основываясь на словах Иисуса преступнику на кресте в Лук. 23:43, некоторые христиане верят, что после своей смерти, душа Иисуса пошла на небо, чтобы быть в присутствии Отца. Но в Лук. 23:46 не сказано, что Иисус будет вместе с Отцом, там сказано, что Он будет вместе с преступником (“Ныне же будешь со Мною в раю”), и основываясь на Ветхом Завете и на Лук. 16, больше похоже, что раскаявшийся теперь преступник будет с Авраамом, в месте отдыха и покоя для мёртвых праведников, которое Иисус назвал здесь “раем.”
После своей смерти за грехи Иисус отправился в Ад, Город Смерти, и сорвал его двери с петель. Он освободил Авраама, Исаака, Иакова, Давида, Иоанна Крестителя и остальных верных Ветхого Завета, искупив их от власти Шеола (Пс. 48:15; 85:13; 88:49). Они ждали там очень долго, не получая обещанного, чтобы их духи достигли совершенства вместе со святыми нового завета (Евр. 11:39-40; 12:23).
После Своего воскресения Иисус взошёл на небеса и принёс с Собой искупленных мёртвых, так что рай теперь не внизу возле места мучений, но вверху на третьем небе, наивысшем, где обитает Бог (2 Кор. 12:2-4).
Теперь, в эпоху Церкви, когда праведники умирают, они не просто переносятся ангелами на лоно Авраама, они уходят, чтобы быть со Христом, что намного лучше (Флп. 1:23). Грешники же, однако, остаются в Аду в муках, до последнего суда, когда Ад отдаст мёртвых, которые живут там, и они будут судимы по своим делам, а потом Смерть и Ад будут брошены в озеро огненное (Откр. 20:13-15).
Хорошая новость для нас
Какие следствия это имеет для Страстной Недели? Путешествие Христа в Ад показывает, что Он действительно был подобен нам во всех отношениях. Он не только понёс на Себе гнев Божий за нас, Он перенёс смерть — отделение Своей души от тела. Его тело было в могиле Иосифа (Лук. 23:50-53), а Его душа провела три дня в Шеоле, “в сердце земли” (Мф. 12:40).
Но как ясно говорит об этом Псалом 15, Иисус не только подобен нам, но и отличается от нас. Тело Иисуса было похоронено, как наши, но оно не истлело. Душа Иисуса сошла в Ад, как святые Ветхого Завета, но не осталась там. Бог воскресил Его из мёртвых, воссоединил Его душу с прославленным телом, и Он стал первым плодом из урожая воскресения.
Наш портал в Facebook:
И в этом хорошая новость для нас, потому что те, кто во Христе, минуют страну забвения, где никто не славит Бога. Вместо этого, когда мы умираем, мы присоединяемся к хору ангелов и святых прошлого в песне хвалы Агнцу, который был заклан за нас и наше спасение.
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Автор — Джо Ригни / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Джо Ригни — доцент богословия и литературы в Колледже и Семинарии Вифлеем, а также автор книги «The Things of Earth: Treasuring God by Enjoying His Gifts». Он также служит пастором в церквиCities Church.
|