Что стоит за африканским "пробуждением"? (мнение) Петр Новочехов Уже несколько десятков лет евангелисты мирового масштаба, такие как Рейнхард Боннке, сообщают о невероятном интересе африканцев ко Христу, к Евангелию. Миллионы людей были обращены на собраниях таких проповедников.
В некоторых странах Африки христиане составляют большинство населения. Но проходят десятилетия, а африканский континент остается заповедником насилия, разврата, нищеты, коррупции. Конечно, есть и перемены. Например, самые богатые пасторы в мире - из Африки, из богатой нефтью, но с очень бедным населением страны, Нигерии. Неудивительно, что один из самых состоятельных украинских пасторов - Сандей Аделаджа родом из Нигерии.
Так быть не должно. Если люди всерьез обращаются ко Христу, их жизнь меняется. Я понимаю, что из нищеты трудно выбраться за короткое время. Да и бедность не порок. Но одно дело быть бедным, а другое - жить в грязи и развозить вокруг все больше грязи и нечистот. Дело здесь не в недостатке денег. Всякий раз, когда я слышу о том, что грязь на улицах - это результат бедности, я припоминаю красочную картину, увиденную в Саратове. Из подъезда новой многоэтажки выходила элегантная молодая женщина. С некоторой брезгливостью она держала в руке мусорный пакет. "Наверное, направится к мусорному баку", - подумал я и тут же увидел, как она швырнула пакет с мусором на газон. Мусор, в изобилии валявшийся на тротуарах и газонах, подсказывал, что она была неединственная в своем роде. Бедность? Нет. Все то же, о чем говорил профессор Преображенский: "Разруха в головах, а не в сортирах".
Вера во Христа, если только она передана правильно, и принята всем сердцем, меняет в том числе отношение человека к труду, к гигиене, к уважению к другим. В Африке это трудно заметить. Как же совместить эпидемию СПИДа и массовое обращение африканцев ко Христу? Безотцовщину при живых отцах? Легкие супружеские измены африканских мужей-христиан?
Недавняя статья африканского пастора (не из Нигерии) Конрада Мбеве помогает понять суть происходящего там. Называется она "Почему в Африке процветает харизматическое движение?". Пастор Мбеве объясняет феномен африканского "пробуждения" следующим образом.
Харизматическое движение вобрало в себя языческие африканские верования, окунув в несколько библейских отрывков и снабдив христианской терминологией, которая изначально обозначала нечто совершенно иное. Согласно вере африканцев, мир состоит из 4 уровней. На самом верхнем - Бог. Далее - ангелы и бесы. На третьем находятся духи предков. И, наконец, на четвертом, низшем, живут люди. Для африканцев не проблема верить в Бога. Это у них само собой разумеется. Но это мало что меняет в повседневной жизни, потому что до Бога высоко, между Ним и людьми находится множество препятствий в виде духов предков и бесов. Обычный человек не в состоянии преодолеть эти препятствия, поэтому он обращается за помощью к специалистам - шаманам и знахарям.
"Итак, человек, измученный неизлечимой болезнью, - пишет пастор Мбеве, - отчаявшийся найти работу или спутника жизни или не имеющий детей, человек, чье дело убыточно, и т.п., просто обращается к шаману, у которого одного есть ключ, открывающий дверцу в мир духов. Он и способен определить, кто является источником расстройства - дух умершего предка или злой дух... С помощью могучего шамана можно войти в миры духов и там перехитрить врага. И тогда Божьи благословения снова польются, как и рога изобилия". Понятно, что все это делается не по доброте душевной. За это нужно платить.
Харизматические проповедники не стали бороться с языческими суевериями, поскольку путь этот трудный и представляет собой настоящую духовную борьбу в отличие от громкого ора. Так что они решили занять позиции шаманов, заявляя, что от самого Бога Христа получили способность помогать людям преодолевать козни духов зла. Главное - прийти к правильному "помазаннику", который сможет эффективно "наколдовать", т.е. помолиться о благословении. Вокруг таких "помазанников" множество народу, жаждущего... нет, не услышать Благую весть, не узнать Христа получше, а чтобы "человек Божий" помолился о них.
Пастор Мбеве подмечает, что "человеки Божии" обычно выдают один из двух ответов: "либо "освобождение", либо "прорыв". Бог желает вас благословить, но прежде, чем эти благословения достигнут вас, нужно совершить прорыв через эти два плотных слоя духовного мира. Молитвы "человека Божьего" принесут вам освобождение, потому что на горе, на всенощном молитвенном собрании он совершит прорыв". Эти два слова - прорыв и освобождение - стали ключевыми в африканском христианстве.
Этим объясняются горячие африканские молитвы. Впрочем, не менее горячие и шаманские заклинания: прорваться сквозь плотный слой духов не так просто. Не только голос можно потерять, выкрикивая заклинания, но впасть в транс. "В такой практике видна лишь традиционная африканская религия, на которую тоненьким слоем нанесена легкая глазурь христианства", - делает вывод пастор Мбеве.
Теперь ясно, почему массовые обращения миллионов африканцев не меняют ничего ни в тотальной нищете, ни в низком уровне морали, ни в бесконечных войнах и родо-племенных конфликтах, ни в беспредельной коррупции. Потому что, если приблизиться к Богу можно только с помощью знахарей или христианских шаманов, совершающих "прорыв" и "освобождение", то какое к этому имеют отношение заповеди "не кради", "не прелюбодействуй", "не убий"? И африканской козе понятно, что это не главное. Главное - молитва "человека Божьего", которые прорвется в небеса и притащит их на землю, чтобы оттуда полились благословения: здоровье, деньги, успех, новая жена...
"Благословения" в основном льются на "помазанников", которые становятся богатейшими людьми в округе. Впрочем, нигерийские пасторы - богатейшие в мире.
"Послушайте! - завершает свое обращение пастор Мбеве. - Ангелы и бесы действительно существуют. Но они не представляют собой непреодолимый духовный слой, который во что бы то ни стало нужно обкурить благовониями, чтобы его преодолеть и достичь Божьего благословения. Это просто существа, исполняющие либо волю Бога, либо волю дьявола. Они не становятся препятствием между Богом и нами! Наконец, чтобы получить от Бога благословения, нам не нужны особые "Божьи человеки", которые бы возлагали на нас руки каждое воскресенье (или в пятницу на ночных молитвенных собраниях, или на вершинах холмов, или на окраинах городов). Между Богом и человеком есть один посредник - человек Иисус Христос. Все остальные - самозванцы, заслуживающие полного отвержения".
Разбомбил Александр африканцев:) Ну а если серьезно то чем мы отличаемся ? Верующие евангельских церквей вышедшие из православия так же молятся "иконам" русскоговорящих "помазанников", затем "ставят свечи" (набор заученных мест Писания и молитв) для прорыва и благословений Божьих, также истязают себя постами и изнурениями с целью задобрить Бога, который видя их "посвящение" ну просто обязан их благословить, исцелить и осыпать финансами. Известные пастора мегацерквей на постсоветском пространстве, не менее богаты чем нигерийские, а если даже и чуточку беднее, то причина - меньший приход, чем в Нигерии. так что я бы так огульно не критиковал африканцев. В конце-концов, что лучше миллионы нигерийцев рожденных свыше умирающих ежегодно в бедности, грязи и разрухе, и идущих в рай, или миллионы например японцев которые живут в шикарнейшем комфорте и богатстве, которые умирают ежегодно и идущих в ад ?
Харизматическое движение вобрало в себя языческие африканские верования, окунув в несколько библейских отрывков и снабдив христианской терминологией, которая изначально обозначала нечто совершенно иное. Ну вот, правильно говорили, что то сомнительное откровение, которое получил милый четырнадцатилетний ребёнок из Африки, и что оно якобы от Иисуса - это из-за того, что у многих африканских верующих смешано христианство с язычеством. Ну и я не думаю, что в этом вина только харизматического движения. Думаю и до этого ситуация была похожей. Теперь понятно, почему Книга Еноха входит в канон эфиопской Библии? Этого следовало ожидать, что оккультная книга найдёт там пристанище. Вот только что она нашла в умах христиан не из африканского континента, за что в них зацепилась? Этот вопрос нам придётся выяснить на днях.
А также есть пророки учителя и апостолы,я не думаю что благоденствие связано с правильной верой в Бога,ведь Сам Иисус говорил что Сын Человеческий не имеет места где преклонить голову,среди милионов африканцев много истинно верующих,Слава Богу.А бедность и разруха потому что массоны пользуются Африкой как сырьевым придатком,при этом уничтожая массу населения,противопоставляя их друг другу через принадлежности к этническокой группе населения,много званных но мало избраных,Сам Господь говорил,прийду я на землю найду ли веру,как было во времена начала проповеди Евангелия,так есть и сегодня,много званых но мало избранных,овцы слышат голос Пастыря своего и идут за ним,такая ситтуация во всем мире,ведь провозглашающие Евангелие благополучия по сути верят в Бога не из за Него Самого а из за благополучия которая якобы дает вера в Него