В прошлый раз мы изучили буквальный подход применяемый в толковании нагорной проповеди. Это самый распространенный и по моему мнение наиболее правильный способ понимания большей части писаний. Мы так же рассмотрели его возможные крайности которые могут возникнуть.
Другой подход в толковании назван гиперболическим и говорит о том что заповеди произнесенные Господом в нагорной проповеди лишь гиперболы и в реальной жизни они не должны выполнятся столь категорично. Недостаток такого подхода заключается в том что он может свести нашу веру на уровень лишь красивых теорий или даже нейтрализовать ее. С самого начало вера основывалась на доверии к Господу и Его слову. Авраам поверил Господу и это вменилось в праведность, он продолжал ожидать обещанного потомства много лет прежде чем это начало исполнятся. Если бы он принимал любые теории подвергающие сомнению, то что Господь имел ввиду то что сказал, он не стал бы героем веры для многих.
В большинстве случаях все что говорит писание понимается буквально, так как оно есть, кроме отдельных случаев когда использует язык образов, сравнений, метафор, притч, и даже тогда это слово важно и несет в себе питание для нашей веры.
Судя по всему причина появления такого способа толкования ответная реакция на жесткие формы буквализма. Когда мы видим источник исполнения заповеди в самих себе, то не сможем исполнить их. Тогда мы будем пытаться либо повысить строгость для исполнения ее высоких стандартов, либо понизить, чтобы ослабить давление. Истина состоит в том, что наша способность соблюдать заповедь не от нас самих, она приход от Господа. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,(1Кор.1:30)
Непонимание того что Господь является источником всего для нас, приводила многих к угасанию их веры из за того что в их жизни возникали барьеры удаляющих их от простоты этого посвящения. Эти две грани истины с одной стороны наша слабость с проблемой греха и в применении того что дано для ее решения в виде заповеди. С другой стороны полная зависимость от Бога продемонстрирована благой вестью. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. (Ис.40:3-5)
Первое с чем сталкивается человек чтобы пережить встречу с Господом это необходимость в покаяния. Оно означает признание своей вины и не способности сделать что либо с проблемой греха, и обращение к тому кто способен. Лишь когда мы признаем это и обращаемся с верой к Нему то получаем обещанное прощение. Покаяние необходимое основание для наших отношений с Богом на протяжении всей жизни и оно показывает первые шаги в возрастании зависимости от Него.
Церковь на самом деле не выполняет многое из того что заповедано, но начало решение этой проблемы, это не повышение жесткости требований или другая крайность, отказ от требований вообще. Это более глубокая закладка основания которым является Иисус Христос и применение истины по мере того что нам доступно и становится доступно еще. Тогда требования будут повышаться гармонично по мере того как мы будем возрастать и будем способны им соответствовать. Неразумно ожидать от трехлетнего ребенка того что может девятилетний.
Это не означает что необходимо пройти определенные этапы, чтобы начать жить в согласии с истиной. Для исполнения истины у нас уже есть достаточно благодати, речь идет о том чтобы увидеть путь возрастания показанный писанием и идя этим путем наследовать больше доступной нам благодати.