Прежде чем перейти к дальнейшему изучению истин нагорной проповеди нам было бы полезно ознакомится с некоторыми методами ее толкования существующими сегодня в христианстве. Они формировались на протяжении нескольких веков и поэтому в определенной степени представляют многолетний опыт многих верующих. Многие в прошлом и настоящем рассматривают эту часть евангелий как сосредоточение учения нашего Господа. Это и на самом деле важный отрывок который Сам Господь выделил особым образом в конце и от того как мы ее поймем будет зависеть многое.
Существует несколько основных подходов используемых для толкования нагорной проповеди: буквальное, гиперболическое, двойственное. На самом деле их более тридцати, среди которых выделяют около девяти. Конечно же мы не будем рассматривать все из них, лишь некоторые, которые частично известны и доступны более широкому кругу верующих. Даже если они не знают как это называется с теологической точки зрения. В этот раз мы рассмотрим буквальное толкование.
Исторически такой подход преобладал у отцов восточной части церкви. Он говорит о том, что это место из евангелия нужно понимать буквально, то есть все что Господь говорил необходимо применять так как это было сказано, без компромиссов. Такой точки зрения придерживались некоторые известные преподавателей слова, писатели. Сегодня она преобладает и в некоторых протестантских конфессиях относящиеся к анабаптистам.
Нет сомнений в том что Господь имел в виду то о чем говорил, без преувеличений и преуменьшений. Он наш Господь и Создатель, и прекрасно знает ту благодать которая доступна для нас благодаря новому завету. Исключениями могут быть места где Он применят метафоры, сравнения, притчи, пророческое видение для того чтобы передать истину ученикам. Проблема не с таким подходом самим по себе, проблема с нами, такой подход может привесит нас к жестким формам законничества и искажениям реального положения вещей, за что религиозные люди были осуждаемыми Господом. Ловушка состоит в том что если мы видим источником исполнения истины в самих себе то способны перейти от веры в Господ, которая взирает на Него как на источник всего, к исполнению религиозного списка. Когда теряется свобода необходимая для построения отношений и наступает диктатура закона.
Нам необходимо помнить насколько бы не были отвратительны мотивы тех кто использует истину таким образом это не когда не отменит ее. Господь сказал ученикам чтобы они были послушны даже фарисеям, которые использовали истину для сохранения своей власти. Почему Он позволяет такому происходить, потому что источником спасения является Он, а не благоприятные обстоятельства. Мы получаем способность жить в истине приходя к Нему и имеем ее благодаря благодати в любых обстоятельствах. Когда мы сталкиваемся с тем что не можем исполнить то в чем убеждены, что это истина, то необходимо приходить к Нему. Он источник нашей праведности , Он тот кто может восторжествовать над нашей слабостью Своей силой.
Также необходимо помнить что даже лукавый может использовать истину, как он это делал при искушении Господа. Он преподносит ее в таком извращенном смысле, что это приведет нас к полной противоположности того что хочет Бог. Следовательно и люди используемые им будут делать тоже самое, и в таком случае мы имеем право их не послушаться.
а вкравшимся братиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. (Гал.2:4,5)
Нам был дан Дух истины который ведет нас ко всякой истины, этот же Дух позволяет нам оставаться в границах здравого смысла. От нас ожидается смирение, это один из источников дарования благодати, позволяющей нам применять истину и оставаться в том, что нам доступно от Бога.
|