Сходство похоти и прихоти в том, что оба эти понятия являются желанием. Но сами по себе эти желания отличаются. Похоть – это греховное желание, желание заведомо чего-то греховного. Прихоть – это капризное, вздорное желание чего-то, что само по себе не греховно, но является неправильным выбором, капризом.
В свете Писаний и похоть и прихоть не представляют из себя ничего хорошего.
«… Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» - Иак.1:14-15. « Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» - 1Иоан.2:15-17. Из этих Писаний что мы видим? Существует собственная похоть, присущая всякому человеку, выражающая себя в желании глаз, желании тела и желании возвыситься над кем-то или над чем-то. Мир состоит из людей, похотливых людей, «между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» - Еф.2:3.
Похоть – это желание запретного Богом. Человек без Бога идёт на поводу у похоти, так, как будто его ведут, он слеп, у него нет откровения о грехе, нет силы противостоять похоти и удаляться от неё (1Пет.2:11), напротив, ему это нравится, конечно, речь не идёт о крайних проявлениях зла. Греховное желание в греховной утробе находит благоприятные условия для зачатия и рождения греха, и таким образом человек всё больше и больше порабощается. «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» - Еккл.7:17.
Мирской, душевный, плотской не испытывает необходимости бороться с похотью и грехом. Духовный же постоянно познаёт истину: «ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» - Гал.5:17. Это самое тяжёлое занятие, и плоть невозможно научить, её нужно распинать каждый день. И совсем неплохо, если мы бываем очень разочарованы в себе. Павел говорит: я научился…, значит он чего-то не умел, но учился и научился, с Божьей помощью, конечно.
Теперь коснёмся прихоти. « Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного» - Пр.18:1. Всё умное (мудрое, высокое) исходит от Бога, а восставать против Него – это бунт. Своенравный, он же своевольный, не желает покоряться истине, но ищет удовлетворения для своего эгоистичного честолюбия. Сложно убедить (переубедить) человека с непогрешимою уверенностью в собственной правоте.
«… Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» - 2Тим.4:3-4. Прихоти являются причиной того, что человек становится глухим к голосу истины, его интересует только лесть, только приятные послания, ласкающие слух. Покорный прихоти становится непокорным Богу.
В пустыне сынам Израилевым Бог даёт манну, Он не оставляет их голодными, но эта пища не удовлетворяет их: « кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» - Числ.11:4-6. В нашей жизни бывают обстоятельства не очень приятные, но это Его воля. Согласиться с этим, а значит смириться пред Ним, проходить эти неприятности твёрдо и мужественно, без ропота и сомнения - вот моя и твоя задача. Мы чего-то не понимаем в это время, да и не должны понимать, но поймём после. Важно не позволить прихотям господствовать над собою. А как иначе Богу научить народ свой приносить плод терпения?
Бог дал израильтянам желаемое мясо, но после поразил их весьма великою язвою и похоронили они народ прихотливый. Желать мяса или овощей, - разве это грех? Нет, конечно. Но если Господь решает кормить меня чем-то другим, то лучше мне согласиться, и это касается не только пищи… Его воля святая, а моя воля – это моя прихоть.
В Евангелии от Луки 14:16-24 Иисус говорит о человеке, который сделал большой ужин и звал многих. Интересен тот факт, что ужин надо было приготовить, и потом эти званые были оповещены вторично: мол, всё готово, приходите. Они знали, что ужин готовится, что приглашение вступит в силу чуть позже, и в это время занимались своими делами: кто землю купил, кто волов купил, кто женился. Пришло время идти на ужин, но званые вдруг отказываются, извиняясь (культурно, вежливо), но отказ вызывает гнев хозяина… Земля, волы, женитьба, - все эти приобретения не являются греховными, но порождают новые прихоти, делая человека своевольным, потому Иисус заявляет: «… никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». Вот выбор, сделанный в пользу прихоти, и отвергнутые Богом судьбы, сделавшие этот выбор.
Похоти и прихоти есть желания, которые являются нашими врагами. И победа над ними есть вера наша, вера как верность Ему, как доверие Ему и уверенность в Нём.