Все мы знаем еврейскую историю. Вроде бы. Она начинается с Авраама, Исаака и Иакова. После них было рабство в Египте и освобождение из рабства, которое мы празднуем ежегодно во время Пасхального Седера. Потом для большинства из нас история становится более туманной. Где-то там был Царь Давид и ещё Царь Соломон — тот, который делил ребенка на две части; хотя нет, минутку, он этого не сделал, потому что он был очень мудрым — а потом были Маккавеи и Ханука. После этого у нас были раввины и много всяких религиозных вещей. Дела пошли хуже при крестоносцах и испанской инквизиции. В конце концов мы все переехали в Восточную Европу, кроме тех, кто не переехал, и потом конечно же был Холокост и рождение современного государства Израиль.
Вот так в целом и выглядит еврейская история для множества евреев. Те, кто более образованные, или больше интересуются историей, вероятно знают намного больше о пути евреев, и есть предостаточно хороших книг и видео (в основном для “для чайников”) в помощь учащимся.
Но те из нас, чьи глаза смотрят через историю пятого класса, согласятся, что перечень событий — не лучший способ рассказывать историю. Более понятной является всеобъемлющая история за историей, связующее звено, которое привносит смысл во все эти отдельные “вехи” в хронологии. Это взгляд на жизнь, который вкладывает значение в длинные списки людей, мест и дат.
Иногда эта “большая история” называется метанарративом. Но здесь мы будем называть её просто Большой Историей. И в зависимости от типа евреев, с которыми вы общаетесь, есть на выбор различные Большие Истории. Является ли какая-нибудь из них настоящей Большой Историей? Есть ли среди этого множества Больших Историй хоть одна настоящая? Давайте проверим эти Большие Истории.
1. Традиционная ортодоксальная еврейская Большая История
Если вы из традиционной еврейской семьи, особенно ортодоксальной, вы узнаете эту Большую Историю. В традиционном иудаизме Бог сотворил добрую вселенную, и он создал человечество с добрым и злым началом, которые называются соответственно йецер атов и йецер ара [1]. Потом Бог избрал народ Израиля, нас и наших предков, и вошёл с нами (ними) в Завет у горы Синай. Мы стали Божьим драгоценным сокровищем и обязаны соблюдать 613 заповедей (мицвот), данных на горе Синай.
Чтоб соблюсти мицвот правильно, Бог дал также Устную Тору, интерпретацию Письменной Торы, которая также была дана на Синае и развивалась на протяжении столетий через божественным образом установленную власть раввинов [2]. Кульминация этой Большой Истории — Синай; как сказал однажды один известный рабби, “остальное — комментарии.” Но эти комментарии мы как евреи обязаны слушать.
В конце истории Мессия придет, чтобы установить мир на земле, возвратить всех евреев в Израиль и отстроить Храм. Такой Мессия потенциально существует в каждом поколении (возможно, ваш ребёнок — Мессия?), но это обязанность еврейского народа, быть достойным его через соблюдение мицвот.
То есть эта Большая История говорит о прошлом (сотворение и спасение), настоящем (наш образ жизни, соблюдение мицвот сегодня) и будущем (Мессианская Эра и Мир Грядущий).
До восемнадцатого века это была Большая История почти для всех евреев. Единственным исключением была группа под названием караимы, которая не приняла авторитет раввинов и жила только с Письменным Законом, отвергая любую идею о том, что существует Устный Закон.
2. Каббалистическая Большая История
Каббала — это еврейский мистицизм и её рассвет был в Средние Века, хотя в некоторых формах он существовал даже раньше. Многие люди сегодня знают о Каббале благодаря её “попсовым” последователям наподобие Мадонны или через Центр Каббалы, организации, пытающейся распространять учение Каббалы на популярном уровне по всему миру.
Особенный вид Каббалы был разработан в шестнадцатом веке рабби Исааком Лурией. Именно его версия захватила умы многих в современном мире, возможно, потому что она даёт некоторый “мифологический”, равно как и мистический подход к реальности.
В Каббале рабби Лурии, хотя Синай и место Торы имеют важное значение так же, как и в традиционном ортодоксальном иудаизме, дополнительный акцент делается на начале творения и природе Самого Бога.
Вот Лурианская Каббала за шестьдесят секунд: Бог Сам по Себе известен как Эйн Соф, что значит “Бесконечный”. Посредством сжатия Самого Себя (этот процесс называется цимцум), Бог сделал возможным создание вселенной. Далее Он взаимодействовал со Своим творением через десять эманаций или сфирот. Сфирот имеют сложные взаимоотношения одна с другой и с миром (возможно, вы видели каббалистические диаграммы “Десять сфирот”). Когда Бог создал вселенную, Божественные искры были заключены в оболочках или сосудах, которые как-то разбились, из-за чего искры упали на землю. С момента (известного как швират келимор) “разрушения сосудов”, зло вошло в мир. Теперь на всех евреев возложена обязанность исполнять мицвот, для того, чтобы найти искры и добиться тиккун олам, восстановления (исправления) мира.
Таким образом у нас есть доброе творение, падение искр на землю, что породило зло, и мандат, согласно которому мы возвращаем искры Богу. Для кого-то это звучит совсем не по-еврейски, для других — это еврейская мифология с массой серьезный пояснений. В эпоху “Звёздных Воен” и “Властелина Колец” для множества евреев мифология кажется именно тем, что предписал еврейский доктор.
Традиционная ортодоксальная еврейская Большая История подчёркивает центральность Синая и неизменную важность соблюдения мицвот — таким образом, она нацелена на здесь-и-сейчас. Лурианская Каббала делает акцент на центральности творения и вхождения зла в мир через разрушение сосудов, а также на окончательном восстановлении мира до того состояния, которое задумал Бог. И в то время, как мицвот также занимают центральную роль, линия этой Большой Истории более четко и осознанно прослеживается от начала до конца.
В противоположность этому, традиционный иудаизм фокусируется на практических целях более в настоящем, то есть посередине. Хотя, конечно же, в его версии есть начало, но на вхождении зла в мир не делается акцента — скорее даже совсем не говорится о его вхождении, поскольку все люди созданы “нейтральными” и должны просто выбрать доброе начало, а не злое.
И, безусловно, традиционный иудаизм говорит о конце, когда придёт долгожданный Век Мессии. Но ему не отводится настолько же важное место, как в Каббалистической Большой Истории.
3. Классическая либеральная еврейская Большая История
Либеральный/реформистский иудаизм — это продукт движения восемнадцатого века под названием Хаскала (еврейское просвещение) и его разрыва с религиозными традициями. Поэтому его сюжет является более светским и вращается вокруг идей эволюционного прогресса. В своей ранней форме он был очень сосредоточен на постоянно растущем совершенствовании мира человечеством.
В этой истории этика пророков и раввинов являются центральными, в сравнении с ортодоксальным акцентом на традициях, ритуалах и мицвот. Приподнятый оптимизм классического либерального иудаизма — это на самом деле светская история в еврейских одеждах. Особенно в раннюю эпоху, это был еврейский эквивалент слов песни из Нью-Йоркской всемирной выставки 1964-1965-х годов: “Есть великое прекрасное завтра, сияющее в конце каждого дня.”
4. Постмодернистская либеральная и светская Большая История
Модель либерального иудаизма уже не такая оптимистическая, как была когда-то. Для многих правосудие и этика пророков всё так же важны, как никогда (тиккун олам, понимаемый как социальное действие, находится на повестке дня многих евреев). Но у этой Большой Истории теперь намного больше общего с постмодернистскими тенденциями, чем с модернистскими. Это значит, что для многих светских евреев, возможно, больше не существует всеобъемлющей Большой Истории в принципе, которую можно было бы найти, только Большие Истории, которые мы сами выбираем, чтобы обрести смысл. Несмотря на это, близость с идеями прогресса четко демонстрирует тот факт, что либеральные и светские евреи всё ещё в подавляющем большинстве демократичны в своих политических взглядах (если у них вообще есть какие-то политические взгляды) и по своему характеру ориентированы на справедливость. “Часто упоминаемое пристрастие евреев к либеральным и левым политическим идеям, возможно, представляет собой светскую попытку войти в мессианский век,” — говорит рабби Джозеф Телушкин [3]. В некоторой степени эта Большая История — это история без ясного начала и конца, только со срединой, в которой мы делаем тиккун олам и ведем себя по-еврейски. Многие бы сказали, что то, откуда мы, почему мир такой, какой он есть, и куда движется человечество, – всё это неизвестно, или по крайней мере не может быть известно с какой-либо достоверностью.
5. Классическая светская сионистская Большая История
Это сионизм предыдущего поколения, который был построен на национальных устремлениях и идеализме. Конечно, есть религиозные версии сионизма. Но в данном варианте, в нём нет никакой заинтересованности в вопросах о создании мира или падении во зло; зло, пожалуй, видится в большинстве случаев как распространяющееся угнетение еврейского народа на протяжении истории. Хотя Ханука и Маккавеи принесли некоторое облегчение, “избавления” не было до 1948 года, пока оно не пришло с созданием государства Израиль. В данной классической форме сионизма горизонт целей ограничен еврейским отечеством. Отечество было создано в 1948 году, потом последовали кибуцы и мошавы, освоение пустыни и дух халюцим (первопроходцев), каждый из которых внёс свой вклад в надежду на то, что утопия может быть установлена в Земле Израиля (с немалыми идеологическими импульсами социалистического движения в Европе).
Мало кто сегодня, даже среди ярых сторонников Израиля, видит утопию, которая маячила бы на горизонте. Но тем не менее эта Большая История играла большую роль в среде американских евреев, хотя сегодня она трансформировалась больше в надежду на обычное выживание, чем на будущий Золотой Век.
Моей последней Большой Истории придерживаются многие еврейские (равно как и нееврейские) верующие в Иисуса.
6. Большая История из Еврейской Библии и Нового Завета
Эта большая история говорит о том, что Бог сотворил добрый мир (здесь она согласуется с некоторыми из упомянутых выше Больших Историй). Но человечество своими собственными действия принесло зло и грех в этот мир и наша природа стала склонной ко греху (то есть не нейтральной, как в традиционной ортодоксии, и не как побочный продукт творения, как в Лурианской Каббале).
Бог освободил Израиль из Египта и заключил завет с нами (здесь как в традиционной ортодоксии), таким образом, чтобы мы как народ демонстрировали природу Бога и то, как выглядит общество, освобождённое от зла и греха. Тем не менее, Израиль, то есть мы, неоднократно нарушали Божий Завет. Но Бог обещал заключить новый завет и послать Мессию, который освободит не только евреев, но и целый мир от греха.
Приходит Иисус, который претендует на роль этого Мессии. Его смерть и воскресение искупают грех и совершают освобождение, которое мы переживаем “уже, но еще не совсем”, что значит, что мы видим некоторые аспекты спасения уже сейчас, а другие всё ещё являются будущим и совершатся, когда Он возвратится, как обещал.
Кульминация этого повествования — это сам Иисус, особенно Его смерть и воскресение. Тем не менее, история Иисуса не является “громом среди ясного неба”. До Иисуса мессианская надежда Израиля была неосуществлённой, во время Иисуса и после эта же надежда осуществилась. Если нееврейский мир также может получить искупление через Иисуса, это происходит бок о бок с Израилем. Иисус остаётся неотъемлемой частью нашего народа и истории Израиля.
Так какая же Большая История является истинной? Все ли они действительны — разные варианты для разных людей? Все ли они — неправда, и мы живём в мире без окончательного всеобъемлющего смысла? Или же одна по-настоящему отображает Реальность?
Мы с вами не можем посидеть в Старбакс, чтобы поговорить об этом (разве что вам случится побывать в окрестностях Сан-Франциско, тогда свяжитесь со мной и мы попьём кофе). Истина и реальность — это не двухминутный разговор. Но что я могу сказать, так это то, что большинство из нас выбирают определённую Большую Историю не потому, что мы посидели и сравнили их друг с другом, а потому что у нас уже есть собственные предположения, которые влияют на то, во что мы верим. Мы способны бросить вызов нашим собственным предположениям, и нет ни одного человека, у которого бы их не было.
И у каждой Большой Истории есть свои собственные предпосылки или действующие предположения. Вот вторая часть, в которой я рассматриваю некоторые предположения, которые приносят с собой те, кто придерживается различных Больших Историй. Конечно, вы захотите подтвердить или даже отстоять свои действующие предположения, как я отстаиваю свои. Но мы всегда должны быть готовы к тому, что нашим предположениям может бросить вызов реальность, с которой мы сталкиваемся в мире. Я верю, что Большая История Мессии Иисуса лучше всего согласуется с этими реалиями — и для евреев, и для остальных.
Примечания:
1. В частности, традиционный иудаизм считает, что йэтцер атов входит в человека позже, примерно в возрасте 13-ти лет.
2. В консервативном иудаизме [религиозная] власть старается находиться среди народа Израиля в целом.
3. Джозеф Телушкин, “Еврейская грамотность” (Нью-Йорк, издательство William Morrow and Co., 1991), 546 с.
Автор — Рич Робинсон / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
http://ieshua.org/istorii-kotorye-rasskazyvayut-evrei-o-samih-sebe.htm
|