Всем шалом!
Как-то однажды давно увидел как коэны благословляют народ, и прямо таки интересно стало насчет того, как они так руки свои интересно держали, простирая их в направлении людей. Давно хотел коснуться этого вопроса, т.к. было некое внутреннее понимание, что помимо обычного традиционного объяснения, есть во всем этом нечто гораздо более глубокое и важное. К тому моменту, когда я взялся за это интересное дело, подкопилось немало всего достойного внимания, но основное откровение пришло только тогда, когда целенаправленно врубился в этот «пласт». В самом этом коэнском благословении, или «благословении Аарона», всегда для меня было нечто такое таинственное, что присутствует во всем том, что Всевышний убрал с поверхности и спрятал в глубине.
Первый вопрос, который у меня тогда возник, заключался в том, почему вообще благословляют именно руками? Нет, вы не подумайте, что я любитель экстравагантной экзотики, но все-таки. Не вопрос традиции и «здравого смысла», а именно вопрос в том, что где именно можно увидеть на это указание, прежде всего в самой Торе. После этого, уже не помню спустя сколько времени, «чисто случайно» наткнулся на интересное место Писания:
Авв.3:3 Бог от Фемана грядет и Святый— от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
4 Блеск ее— как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
Что касается именно того вопроса, почему именно руки, так с ним все было решено. Человек был создан в образе Всевышнего, чтобы становиться подобным Ему. Написано, что Всевышний «простирает руку», что можно неоднократно увидеть в Писании, и поэтому это также делаем и мы. К тому же, также неоднократно Сам Господь периодически говорит это делать.
Теперь давайте рассмотрим само это место из Писания:
22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир (шалом — ивр.)!
27 Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их
И в переводе МБО:
23 — Скажи Аарону и его сыновьям: «Благословляйте израильтян, говоря им:
24 Да благословит тебя Господь и сохранит тебя;
25 да озарит тебя Господь лицом Своим, и будет милостив к тебе;
26 да обратит Господь к тебе лицо Свое и дарует тебе мир (шалом — ивр.)».
27 Так они будут призывать Мое Имя на израильтян, и Я буду благословлять их.
Коэнам было заповедано благословлять еврейский народ каждодневно во время дневных молитв. В наши дни в диаспоре коэны благословляют народ только в дни праздников. В Эрец Исраэль, однако, они делают это ежедневно. Коэны благословляют народ во время утренней молитвы, так как им запрещено произносить благословения, выпив перед этим вино, а во время трапезы они могли употребить алкогольные напитки.
Кроме того, согласно традиции, коэны должны:
- повернуться лицом к общине;
- произносить благословение на лашон hакодеш — т.е. на Святом языке — иврите, в Храме — произносить четырехбуквенное Имя Всевышнего так, как оно написано.
Что касается «тем благословения», то их здесь три. Не буду вдаваться в подробности, но скажу лишь то, что мудрецы выделяют здесь первым (в порядке последовательности) благо физическое, вторым — духовное, т.к. связано со знанием и мудростью, а также в завершении — объединение в себе обоих значений слова «мир»: материального и духовного. Поэтому и слов в третьем благословении столько же, сколько в двух первых стихах вместе.
Коэны не благословляют народ сами. Они лишь молятся о даровании благословения, а настоящим источником всех благословений является только Всевышний. Поэтому, приведя формулировки благословений, Тора завершает отрывок словами: «И возложат они Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю их».
Это благословение входило в состав богослужения в Храме. Совершая ежедневное жертвоприношение утром и на исходе дня, священнослужители Храма – коэны восходили на особое возвышение, называемое духан (отсюда в идиш глагол «духенен» – «совершить священническое благословение»), и, воздев руки к небу, произносили биркат-коханим. После разрушения Храма и прекращения жертвоприношений это благословение осталась основным элементом храмового священнического ритуала, включенного в ритуал синагогальный. В синагогальном ритуале биркат-коханим входило первоначально в состав ежедневной утренней службы. С течением времени, ввиду особой торжественности обряда, стало принятым в диаспоре включать это благословение лишь в субботние и праздничные богослужения. В консервативном течении иудаизма исполнение обряда биркат-коханим не является обязательным и зависит от желания членов конгрегации. У реформистов обряда биркат-коханим не существует, и это благословение произносится раввином как заключительное благословение в конце службы или в ходе обрядов обрезания или бракосочетания. Специфическая фигура, образуемая ладонями коэна во время обряда, стала своего рода эмблемой коэнов и часто встречается на их надгробиях. Далее вдаваться в детали того, как это и где сейчас происходит в Израиле и в диаспоре не буду, желающие могут самостоятельно прочитать: информации достаточно.
Это было «небольшое вступление», и хотя я постарался его максимально сократить, но считаю необходимым хотя бы сказать об этом, чтобы было общее понимание «действа».
А теперь главная идея этого материала. Почему они еще и раздвигают пальцы? Существует несколько традиционных версий этого момента. Первая из них говорит о том, что когда коэны раздвигают пальцы, образовавшаяся между ними пустота как бы подразумевает «Сам Всемогущий стоит за нами». В Храме Шхина (проявленное присутствие Господа) пребывала за плечами коэнов, и ее можно было бы увидеть через промежутки между их пальцами. Народу запрещено было смотреть на Шхину во время коэнского благословения.
Хочу поделиться с вами тем, что во время размышления над этим вопросом, мне пришло такое откровение, что такое раздвижение пальцев, фактически изображает ивритскую букву «шин» (не думаю, что только у меня возникла такая мысль, конечно), которая сущностно, символически и пророчески является синонимом огня. Соответственно, изображение буквы «шин» двумя руками — это «двойная буква шин». Одновременно с этим пришло понимание того, что пророк Элиша прося двойного помазания перед вознесением своего учителя пророка Элияху, фактически просил этого двойного «огненного помазания». Интересно, что Элияху ответил, что тот получит просимое, если увидит Элияху возносящимся в Небеса. И он не просто увидел это, но там были именно огненные колесницы. Второй раз мы видим в Писании намек на это «двойное огненное помазание» в эпизоде, когда описывается как город, где жил пророк окружил сирийский спецназ, и это ввергло в сильный страх его слугу. Элиша помолился, чтобы тому открылся на время духовный мир, и слуга увидел огненных коней и огненные колесницы вокруг них.
Правая рука символически говорит о благословении, левая — о суде. Это две грани: хэсед и дин, милость и суд. Как многократно написано: «твори суд и милость». Во время Йом Кипура жребий козла «для Господа» считался по традиции «удачным», если выпадал на правую руку, а соответственно, жребий в левой руке «для Азазеля». Благословение «двух рук» — это благословение «баланса» или «баланс благословения». Это имеет много смыслов и значений.
«Ты возлюбил праведность, и возненавидел беззаконие, и потому помазал Тебя Господь Бог Твой более всех соучастников Твоих» — как написано у пророка Исайи. Нельзя только любить праведность, но еще необходимо ненавидеть беззаконие, чтобы быть похожим на нашего Господа Йешуа. «Шин» (огонь) левой руки говорит о суде от лица Всевышнего на нечестие и зло, на то, что противостоит Его воле. А «шин» (огонь) правой руки говорит об огне любви Господа к Его народу, об огне Его ревности, об огне Его защиты, как написано:
Зах.2:5 И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него.
Ис.4:4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым («каводом» – «слава» ивр.) будет покров (хупа).
Благословение «двойного шин» мы можем видеть в словах пророка о Йешуа, что Он как Мессия, будет погружать нас в Дух Святой и в огонь. «Двойное «шин», «двойной огонь» — это огонь ревности исходящий от Небесного Отца, очищающий наши сердца, наши жизни от всякого проявления идолопоклонства, а также огонь Его любви, затем наполняющий наши сердца, чтобы мы были соединены с Ним максимально близко.
Огонь имеет свойство менять структуру того, на что он воздействует. Если мы находимся в помазании огня, то через нас может меняться духовная структура того, к чему мы в духе прикасаемся. И именно это приводит к сверхъестественным физическим изменениям. Потому и написано, что Господь «творит служителями Своими огонь пылающий».
Т.н. «шестикрылые серафимы» — серафы (в оригинале – «сераф» — ед.число, «серафим» — множественное) — переводится как «пламенеющие», и их имя начинается с буквы «шин».
Греческое «Альфа и Омега», т.е. «Первый и Последний», в оригинале — это «Алеф и Тав». Алеф — это первая буква алфавита, Тав — последняя. А буква Шин — предпоследняя. Алеф и Тав — это одно из имен Всевышнего, а Алеф и Шин — на иврите значит «пламя, огонь». Т.е. только через огонь мы можем максимально приблизится к Господу, и стать ЭХАД, т.е. ОДНО с Ним, как написано, что «соединяющийся с Господом, есть один Дух с Ним».
Благословение «двойного шин», т.е. «двойного огня» — это двойное помазание, где мы находимся в самом тесном соединении с Господом, потому что Он Сам есть «поглощающий огонь». Этому огню не может противостоять ни один враг в духовном мире. Этот огонь поглощает и уничтожает то, что противостоит воле Господа. Вспомните эпизод с пророком Элияху на горе Кармель. Огонь — это также ревность любви. «Двойное «шин» — это баланс в жизни народа Всевышнего. Некоторые ревностны в «провозглашении судов», некоторые — в «благословениях». Но Господь желает, чтобы у нас было понимание того и другого, и желает, чтобы мы были в водительстве Его Духа в этом вопросе, когда мы не ищем своего, и находимся рядом с сердцем Небесного Отца, зная в Духе Его волю.
Интересен еще тот факт, что при соединении пальцев рук, между ними образуется нечто похожее на сердце. И в этом лично я вижу пророческий намек на то, что благословение этого двойного огня, двойного шин, идет прямо из сердца нашего Небесного Отца.