После слов «Бог» и «Господь», – «Израиль» – самое часто упоминаемое слово в Библии!
ЧТО ТАКОЕ ИЗРАИЛЬ?
Во всем мире все – и ученые, и атеисты-материалисты – никак не могут понять, что же это такое за явление – евреи, которые, по всем логическим соображениям, должны были стереться с лица земли, должны были раствориться среди других народов, должны были просто перестать быть.
Другие упомянутые в Библии народы: Хеттеи, Гергесеи, Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне, и Сидоняне, и Амаликитяне, и Моавитяне, Идумляне – все исчезли. Их нет. Эти народы канули в Лету.
А кто остался? Остались только евреи. Более того, две тысячи лет этот народ находился в рассеянии. Все другие народы, находившееся когда-либо в рассеянии, исчезли, смешались, ассимилировались и перестали существовать. С любой материалистической и исторической точки зрения, народ Израиля давно должен был бы уже перестать существовать.
Познакомимся с высказываниями известных людей о чуде существования сынов Израиля.
Марк Твен, 1899 г
«Великие империи древности: египтяне, вавилоняне и персы – в своё время вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли…
Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чём же секрет вечности евреев?»
Религиозный философ Николай Бердяев сказал в 1923 году:
«Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования совершенно в исключительных условиях и та роковая роль, которую народ этот играет в истории, – все это указывает на особые, мистические основы его исторической судьбы. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания».
Вы представляете, Бердяев говорит, что евреи играют в истории роковую роль. Что такое роковая роль? Это судьбоносная роль.
Достоевский, никогда не отличавшийся особой любовью к евреям, писал («Дневник писателя за 1877 год»):
«Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова».
Вам понятно вообще, о чем идет речь? Евреи на протяжении двух тысячелетий сохранили свою самобытность и свой Богом данный образ жизни. И приписывать это только стремлению к самосохранению – нельзя.
О том же говорит и Куприн.
«Удивительный, непостижимый еврейский народ! … Сквозь десятки столетий прошёл он, ни с кем не смешиваясь,… сохранил свою веру,… сохранил священный язык своих вдохновенных Божественных книг, свою мистическую азбуку.… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, а он, гибкий и бессмертный, всё ещё живёт, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение.
Как мог он оставаться в живых? Или, в самом деле, у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таинственные цели?.. Почём знать: может быть, какой-нибудь Высшей Силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении?»
И вот об этом предопределении и судьбоносной роли мы сегодня будем говорить.
КТО ТАКОЙ ИЗРАИЛЬ?
Во-первых, откуда взялось такое слово Израиль?
Слово Израиль – это имя человека. Новое имя Иакова, данное ему Богом.
Имя Израиль перешло на всех потомков Иакова. Это своего рода фамилия. Все потомки Иакова стали называться Израилем. Фактически, это история одной семьи.
Что же тогда означает слово "еврей”? Когда Авраам, по слову Бога, перешел через реку и пошел в указанную Богом землю, его назвали Иври (Быт.14:13), потому что на иврите "ИВРИ” означает переходить. Он стал тем, который перешел. Отсюда понятие "ЕВРЕИ” – кочевники или переселенцы.
Древний еврейский народ произошел от Авраама, его сына Исаака, и сына Исаака – Иакова. Эти три человека считаются патриархами народа. В Библии Бог не раз говорит, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова.
У Иакова-Израиля родилось двенадцать сыновей: Рувен, Шимон, Леви, Иуда, Иссахар, Звулун, Дан, Гад, Нафтали (Неффалим), Ашер (Ассир), Иосиф и Биньямин. Все они стали родоначальниками 12 племен – колен Израилевых.
Семейство поселилось в земле Ханаанской, расположенной между восточным побережьем Средиземного моря и рекой Иордан (1451 до н.э.). В Библии наследование идет по мужской линии. Отец, собственник земли, завещает ее только своим потомкам-мужчинам. Так и Земля Обетованная переходит от отца к сыновьям. Земля Обетованная называется "Земля Израиля”, потому что она принадлежит Израилю, и сыновья его называются израильтянами, обозначая связь с землей их отца.
В Библии этот народ называется либо "сыны Израиля”, либо "сыны Иакова”.
Прошло время, двенадцать сыновей Иакова женились, родили детей и, вместе с отцом Иаковом-Израилем, в количестве семидесяти душ (не считая жен), оказались в Египте. В Египте они пробыли примерно двести десять лет. Там они стали рабами; и когда их вопль дошел до Бога, Бог крепкой рукой, при помощи Моисея, вывел их из Египта.
Для чего?
Бог вывел, фактически, одну большую семью. Семья за 210 лет разрослась, к тому же к ним присоединились еще какие-то иноплеменники. В Писании говорится о пришельцах, примкнувших к сынам Израиля.
НАРОД ИЗРАИЛЯ
Многие спрашивают, почему Бог избрал евреев? Бог не избирал евреев, Он создал евреев. Не было такого народа, Бог создал Себе народ. Бог избрал Авраама, и от его потомков произошел народ, которого Бог тренировал сорок лет в пустыне. Для чего?
Бог вывел сынов Израиля в пустыню для того, чтобы там "провести семинар по формированию народа”.
Вы слышали о проведении всевозможных инкаунтеров или семинаров в специально для этого отведенных местах, где людей просят отключить телефоны и отключиться от повседневной жизни. То есть, людям предлагают изолироваться от всего, чтобы они могли быть полностью погруженными в семинар для достижения определенных целей. Этот принцип создатели семинаров взяли у Бога, который вывел семью, то есть общество, связанное родственными узами, в пустыню и учил их, тренировал их быть народом.
Далее, для достижения полной изоляции, Бог повелевает образованному Им Самим обществу не смешиваться с другими народами, не общаться с ними.
Куда они шли?
Бог вел Свой народ в землю их предков в Ханаане, в землю, которая была во-первых обещана Аврааму:
"потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата”. (Быт. 15:18-21).
Затем Бог обновил Свое слово сыну Авраама – Исааку:
"тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему” (Быт. 26:3).
Позже он подтвердил Свое обещание сыну Исаака — Иакову-Израилю, внуку Авраама.
"Я дам тебе и потомству твоему земли, на которой вы лежите.”(Бытие 28:13).
Обещание это было выполнено только в конце Исхода из Египта. Втор. 1:8
"вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их”.
Потребовалось много времени, прежде чем израильтяне смогли покорить ханаанских жителей земли.
Вернемся в пустыню.
В пустыне Всемогущий с великими чудесами и знамениями учил израильтян, чтобы они стали Его общиной на земле («царством священников» — народом святыни; Исх. 19:6). Никто на всей земле, кроме этого семейства, не знал и не видел живого Бога и Его великие дела. Но "сарафанное радио” в то время очень хорошо работало. Все окрестные народы, где только ни проходил этот народ, знали, что с ними какой-то Бог, обладающий совершенно невероятной силой, что Он может все, и что Бог для них раздвиг Красное море.
К слову сказать, одно из сокрытых значений слова "Израиль” – «прямо к Богу» или «напрямую к Богу». "ЯШАР-ЭЛЬ”
На иврите слово «Израиль» пишется пятью буквами. Первые 3 буквы – "י”, "йуд”, "ש", "шин”, "ר", "рейш” – читаются как "ЯШАР”, что значит – прямо, напрямую. А последняя часть слова "אל” – ЭЛЬ (Бог) – часто встречается в еврейских именах: Даниель, Рафаель и др.
И вот этот ЯшарЭль был выведен в пустыню.
ЦАРСТВО СВЯЩЕННИКОВ
Все-таки для чего Бог продолжал их учить?
Мы узнаем это в 19 главе Исхода в 6 стихе, когда Бог открыл главное предназначение Израиля:
«Вы будете у Меня царством священников и народом святым».
"Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли”. Исаия 49:6
Возникают два вопроса. Во-первых, что такое царство?
Царство – понятие двоякое. Это и государство, управляемое царем. И еще под словом «царство» подразумевают общий признак или состав населения государства. Например, Сонное царство – о многих спящих людях или долго и много спящих. Царство животных. Царство растений. Царство света.
Тогда что такое царство священников? Это означает, что каждый человек в этом государстве должен быть священником.
Второй вопрос, быть священником для кого?
Для всего мира, для других народов, чтобы весь остальной мир мог узнать живого Бога так же, как узнал Его народ Израиля.
Вы знаете функции священников? Если сказать очень коротко, священник должен был соединить и примирить человека с Богом. Каким образом он это делал? Через жертвоприношения, через определенные ритуалы – это сейчас не важно. Важно то, что главная функция священника – это быть связующим звеном между человеком и Богом.
Предполагается, что священники имеют тесный контакт со Всевышним. Они зачастую истолковывают значение некоторых событий. Священники – это лидеры, к которым другие люди обращаются за консультацией по духовным вопросам.
Помните, имя Израиль – это "напрямую к Богу”. Что такое "напрямую к Богу”? Это значит, что двери открыты и «горячая линия» с Творцом всегда доступна. Код доступа заложен в имени.
СВЯТОЙ НАРОД
Итак, в книге Исход 19:6 Бог обнародовал судьбу и призвание Израиля:
"Вы будете у Меня царством священников и народом святым”.
Иногда нам сложно понять весь смысл сказанного, поскольку мы живем в другое время и в другой культуре.
Что такое святой?
СВЯТОЙ в иврите означает посвященный, обособленный, изолированный, отделенный от других, специально выделенный или посвященный чему-то / кому-то.
Это слово в иврите используется не только для описания священных понятий или для обозначения священных вещей.
В традиции еврейской свадьбы невеста объявляется посвященной, СВЯТОЙ, в смысле ее преданности, отделенности для жениха.
Таким образом, СВЯТОЙ НАРОД – это обособленный народ, посвященный Всевышнему.
ТОРА – РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Сразу же после провозглашения призвания и цели Израиля, Творец земли дает им инструкции, как пользоваться тем, что Он создал. (Исход 20).
Представьте, что вы купили новый автомобиль. Там много разных приборов, шнуров и т.п. Как узнать, для чего предназначена та или иная кнопка, как и когда она должна быть нажата, – ответы на все вопросы можно найти в соответствующем руководстве по эксплуатации. К каждому автомобилю, кофемолке, стиральной машине прилагается инструкция производителя.
Кроме того, в Информации о технике безопасности всегда указано:
"ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ … во избежание риска получения травмы, следует неукоснительно соблюдать основные правила техники безопасности”.
И вот Бог – как Производитель – дал Своему народу руководство по эксплуатации Землей, чтобы «во избежание риска получения травмы ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ», они неукоснительно соблюдали основные правила техники безопасности.
Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать. (Второзаконие 29:9)
дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа. (Второзаконие 12:25)
Эта Инструкция на иврите называется "ТОРА”. Инструкция по пользованию Землей или руководство по жизни – это тайные знания, доверенные только сынам Израиля. Потому что этому народу предстоит исполнить свою судьбоносную роль – священническую функцию. Изложена она в Пятикнижии Моисея.
Тора – это правила техники безопасности, предупреждения. В ней содержатся жизненно важные указания для жизни. Она охватывает все аспекты человеческого бытия. В ней ответы на все вопросы.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что самое главное предназначение Израиля – это быть царством священников.
Вот такая глобальная функция еврейского народа, и она еще не выполнена.
ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА
Здесь важно отметить первородство Израиля. Израиль называется первенцем БОГА. (Исх. 4:22)
И сказал Господь Моисею: "скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой”.
Что значило быть первенцем в те времена?
В Бытие 25:31-34 описано, как проголодавшийся Исав, старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака, ПРОДАЛ свое право первородства младшему брату Иакову за чечевичную похлебку.
Невозможно продать ничего не стоящее – просто никто не купит! Право первородства – это ОСОБЫЕ ПРАВА, которые по старинному обычаю получал мальчик-первенец в семье. У потомков Авраама первородство имело огромное значение. Первенец получал преимущество перед всеми прочими детьми, рожденными от его отца.
Помните, в книге Бытия 49:3, Иаков лишает своего первенца Рувима преимущественного права?
«Рувим, первенец мой! Ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь ПРЕИМУЩЕСТВОВАТЬ».
Обычно старший сын наследовал львиную долю отцовского имущества. Во Второзаконии (21:17) прямо указано, что отец должен дать первенцу «двойную часть из всего, что у него найдется».
«первенцу … должен дать двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства».
После смерти отца первородный сын становился главой семьи со всеми вытекающими отсюда правами (на уважение и на собственность) и обязанностями (заботиться об отцовских вдовах, незамужних сестрах и несовершеннолетних братьях).
Подведем итог. Роль Израиля
В древней традиции старший сын по праву рождения имел следующие преимущества: ■Первенец получал двойную долю наследства (Второзаконие 21:17) ■Первенец не только наследовал дом отца, но имел право всегда находиться в нем и при жизни отца. (Израиль по праву рождения может всегда находиться в доме Божием и в Его присутствии); ■Первенец становился главою над своими братьями; а после смерти отца он становился главой семьи.
«Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей». – Этими словами Исаак благословил своего первенца. Позже в этой истории Исаак сказал другому сыну: «вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы». (Бытие 27:29,37)
Израиль был создан для того, чтобы всегда находиться в присутствии Божием в Его доме и быть главою над всеми другими народами.
Этот народ должен сыграть ключевую роль в деле спасения человечества.