Всегда, я думаю для христианина, интересно обстоятельство, когда наши слезные порывы, плач угоден Богу, а когда нет, когда попросту бесполезен. Скитания Израиля в пустыне некоторым образом раскрывают нам определенные причины правильного, истинного плача и ложного, отображающего не распятую природу человека.
Поверхностные к Отцу Небесному христиане обычно начинают проливать духовные слезы только в интересах своих корыстных личных нужд, целей, желаний. Они не плачут ради Бога, что упустили Его из виду, что умирают во грехах своих, что не знают Господа и не желают знать Его близко. Точно таким же образом евреи, находясь в пустыне по пути в Ханаан, эгоистически всплакнули пред Господом. Они разразились рыданием, слезным поиском Бога только тогда, когда захотели египетских кушаний– удовлетворения своих плотских желаний и похотей.
Чис.11:4-5 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок.
Мы плачем, ищем слезно Бога обычно в том случае, когда нам вдруг что-то стало нужно для удовлетворения наших плотских желаний, амбиций, возможностей: сдать на водительские права, купить машину, преуспеть в служении и т.д. Такие люди обращаются к Богу тогда, когда крайне необходимо или когда случилось неприятность, беда пришла. Вот тогда они взывают к Богу и плачут.
Чис.11:10 Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих
Все по волшебству внезапно заплакали, что можно даже говорить о массовой, всеобщей молитве. Такие люди обращаются к Богу, когда им что-то нужно, крайне необходимо или когда случилось неприятность, беда пришла. Вот тогда они взывают к Богу и плачут.
В следующий раз народ разрыдался, когда не вошел в Ханаан. Они, наверно, думали, что Бог их пожалеет, простит и отдаст во владение землю обетованную. Но все оказалось напрасно. Даже всенощная целого народа не переменила намерений Бога. Хотя мы знаем, что по молитве, по слову Моисея Бог иногда многое прощал и не истреблял народ.
Чис.14:1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь
Вот эта была насыщенная молитва: длинная, экспрессивная, темпераментная, всенощная. Не смотря на это, на все эти экстремальные порывы души Бог не внял им, не услышал их молитвы, рыдания, печаль и слезы. То еврейское племя так и не получило во владение Ханаан – землю обетованную, оно так и умерло в пустыне.
Может быть, Моисей что-то не доглядел? Может быть, ему надо было провести что-то на подобие инкаунтера, чтобы отправить соглядатаев в свободе и силе? Или они мало зарядили себя позитивизмом: не достаточно ходили туда сюда, возглашая, что не боятся сынов Енаковых? Или в духовной брани не выиграли битву: не провозгласили Ханаан землей Израиля, не открыли портал в небе и не очистили сферы от сил тьмы, от этого и не имели успех? Или над ними довлело проклятие Египта или какое-то другое, которое следовало разрушить? Не это же все перечисленное помешало потомкам Иакова войти в землю обетованную и мешает доныне последователям Христа?
Тогдашняя драматическая ситуация, сложившаяся с евреями, некоторым образом олицетворяет нас. Мы плачем, ищем Бога, когда нам что-то от Бога нужно, но не плачем пред Ним, ради Него, что Он нам не близок. Такие отношения с Богом не ведут в землю обетованную. Как то поколение непокорных пало в пустыне, так и всякое последующее поколение, которое непокорно слову Бога, повторит судьбу еврейского народа.
Следующий момент из истории Израиля показывает нам правильность и эффективность плача.
Чис.25:3И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.
Чис.25:6И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
Народ начал грешить, прилепился к Ваал-Фегору, стал блудодействовать с дочерями Мадианитям, заходить в их собрания, кланяться их Богам и есть идоложертвенное. Как в этом случае поступили остальные, не преклонившие колено перед Ваал-Фегором, люди из израильского стана? Они собрались вместе для плача у скинии собрания. Они сошлись вместе в том священном месте, где Господь им открывался, там, где находилось Его присутствие.
О чем они смирялись в плаче и рыданиях? Они там, у скинии каялись: печалились, раскаиваясь о соделанном, что прилепились к Ваал-Фегору и начали блудодействовать, пошли вслед идолов и полюбили грех, что забыли Бога.
Такой плач раскаяния, а не удовлетворения был угоден Богу. Господь внял им и помог преодолеть греховную экспансию врага по разложению и уничтожению Израиля.
Тогда, вслед за раскаянием Дух Господень, дух ревнования сошел на Фиенеса, внука Аарона, который встал, взял копье и прекратил поражение сынов Израилевых.
Чис.25:6-8 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
Интересен момент, как библия описывает события, как есть, а не как хочется, без ретуши и обработки. Ну, вошел Фиенес в палатку и ну и пронзил копьем совокупляющихся в одно место. (Одним ударом копья в живот можно убить двух человек только в таком неординарном положении).
Почему, именно, Дух Господень, дух ревнования сходит на сына первосвященника? Это Дух сходит в ревности в ответ на смирение, раскаяние и чистоту и проявляется в силе. Как в новозаветном случае с Ананией и Сапфирой, в результате чего была продолжена первоапостольская чистота и святость церкви.
Цель плача – раскаяние во грехе и желание прилепиться к Господу.
Втор.4:3-4 Глаза ваши видели [все], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя; а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.