(Читайте Откр. 12) "Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти".
Эти слова нам хорошо знакомы. Вспомним обстоятельства, при которых они были сказаны.
Это часть речи, произнесенной на небе "громким голосом" в то время, когда небесные полчища наблюдали за развитием грандиозной войны, развернувшейся в том месте, которое мы можем назвать "нижним" небом. В этой войне друг против друга выступили: с одной стороны, небесные силы, представленные Михаилом и его Ангелами, и, с другой стороны, силы тьмы, представленные сатаной и его ангелами. Причиной этой войны послужило существо, единый организм, тело. Это существо названо здесь ребенком мужского пола, или дословно, - "младенцем мужеского пола". Именно он своим восхождением к Богу и Его престолу, развязал это ужасное сражение и ускорил его исход: дьявол и его ангелы были изгнаны с неба и низвержены на землю. "И не нашлось уже для них места на небе".
И тогда на небе раздался громкий голос: "Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь; Они победили его кровию Агниа и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!"
В этом отрывке есть множество деталей, на которых мы не можем здесь остановиться. Мы только напоминаем здесь содержание этой речи и то, что послужило ее причиной, поскольку именно это, и все, что с этим связано, будет темой нашей беседы.
***
Прежде всего, остановимся на самой книге, чтобы взглянуть на повествование в целом.
Мы видим, что 11 глава обращает нас к периоду последнего времени. Цифра 7 (стих 15) всегда ассоциируется с идеей полноты, завершенности: и седьмая труба обозначает завершение нынешнего периода божественного домостроительства.
12 глава повествует о периоде последнего времени. Но для нас очень важно уяснить, что главы 12-14 являются вставкой в повествование. Они не входят в само повествование. Они представляют собой отдельную часть, введенную для того, чтобы объяснить или подтвердить то, о чем говорится. Само повествование -полно, но кое-что введено в него, чтобы разъяснить отдельные факты и раскрыть их значение. Так вводными являются главы 12-14; они объясняют сказанное. Учитывая это, мы видим, что 12 глава соответствует 2 и 3 главам, а словом, являющимся ключом или устанавливающим связь между ними, является слово "побеждать". Мы знаем, что все послания 2 и 3 глав предназначены победителям. Они заканчиваются словами: "Побеждающему...", "Кто побеждает..." Слово "победитель" служит одновременно и ключом к толкованию, и звеном, связывающим эти две части. В 12 главе, младенец мужского пола, сын, является не чем иным, как боевым отрядом победителей периода последнего времени.
Я думаю, что здесь я должен остановиться и заметить, что не все, вероятно, будут со мной согласны. Я хорошо знаю, что это так, и если я слишком категоричен, не думайте, что я пытаюсь навязать вам свою точку зрения или заставить вас принять свое толкование. Это всего лишь мое личное убеждение. Вы должны доверить этот вопрос Богу и получить для себя внутреннее свидетельство от Духа Святого. Для меня это является вопросом чрезвычайной важности; и я думаю, мы скоро сможем составить себе об этом верное представление.
Итак, я повторяю: по моему мнению, младенец мужского пола из 12 главы - это воинство победителей периода последнего времени. Я констатирую два факта: то, что этот младенец мужского пола описывается местоимением множественного числа "они". В 5 стихе сказано: "И родила она младенца мужеского пола", а в 11 стихе: "Они победили его..." Здесь идет речь не о простом существе, не об одной личности, а о едином организме или, скажем так, о соборном теле.
Греческое слово "ternon" (младенец) не употребляется в Новом Завете по отношению к Господу Иисусу, в то время, как оно часто употребляется, когда речь идет о верующих. В 5 стихе употреблено слово "huios" (дитя), часто употребляющееся по отношению ко Христу. Но перемежающееся употребление в этой главе слов "ternon" (2 раза) и "huios" (1 раз) подтверждает, если не доказывает, наше утверждение о том, что "победитель", "младенец мужеского пола" - это Христос с боевым отрядом верующих, взятых в Церкви и восходящих к престолу перед "годиной искушения" - великой скорбью. Некоторые из вас, вероятно, не поймут значения этого вывода, другие же, осознают всю важность этого утверждения, столь отличного от той традиции толкования, согласно которой данные события происходят в момент воплощения Христа и которая рассматривает младенца мужеского пола как Самого Господа Иисуса. Но для того, чтобы сделать заключительный вывод, следует обязательно обратиться к контексту, содержащему серьезные возражения против традиционного толкования.
Если наше толкование верно, то мы сейчас сможем сделать еще один шаг вперед и рассмотреть описанное здесь основное событие. Что в этом откровении является основным элементом? Что занимает главное место? Собор искупленных, соединенных со Христом на Его престоле, благодаря победе над "великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщавшим всю вселенную... клеветником братии наших". (Откр. 12,9-10). Господь Иисус - первый Победитель, Победитель совершенный. Здесь речь идет о боевом отряде верующих, которые стали единым целым с Иисусом и которые воссядут с Ним на Его престоле.
Итак, возлюбленные, история мира сего в этом имеет завершение. Вот конечная точка представляющая изначальный замысел Божий и Его наивысшую цель относительно человека: видеть его единым со Своим Сыном, Иисусом Христом. Вот подлинный замысел Божий относительно Его Сына и тех, кого Он избрал во Христе прежде создания мира. Его замысел относительно Сына Своего и тех, кого Он избрал в Нем от вечности заключается в том, чтобы однажды они вместе стали господствовать и править нашей вселенной для Бога и с Богом; чтобы они составили одно целое, связанное с престолом Божьим, для господства во вселенной. Этот план, эта истина прослеживается во всем Священном Писании. Именно в этом заключается Божья цель. Но Господь следует Своему плану. Решение принято, Его план для нас, во Христе, составлен; Он распорядился Своим престолом, а победители - это те, кто осуществляют план Божий. Этот боевой отряд олицетворяет собой подлинный замысел Божий. Они являются одновременно и средой, и орудием Его Победы. Искупленные Им возвещают победу извечного Божьего замысла. Поэтому "веселитесь, небеса и обитающие на них", т. к. вопреки всему, Бог одержал победу.
Может быть, из-за такого словоупотребления вам кажется, что Богу чрезвычайно трудно осуществить Свою победу. Вовсе нет. Если бы Он захотел воспользоваться Своим всемогуществом, Он одним дуновением уничтожил бы все препятствия. Но Он пожелал достичь Своей цели посредством Человека - при помощи Человека и для человека; и мы видим поэтому страшное сражение. Вы теперь понимаете, с чем мы здесь имеем дело: подвиг Бога, победа Бога во Христе, олицетворенная этим воинством - "победителями". Именно против этой цели восстает тот, различные имена которого отражают разнообразные формы его нечестивой деятельности и лукавый характер; восстает многие тысячелетия, сопротивляясь осуществлению данной цели. Все остальное повествование подчинено этому главному фактору. Все содержание книги Откровение в той или иной мере связано с этим конечным результатом. Начинается событие в 12-й главе, а остальная часть книги является только развитием этого основного события. Вероятно, мы все же поступим правильно, если не будем разъединять главы 12,13 и 14, которые тесно связаны между собой; но эта часть 12 главы в действительности является осью, вокруг которой вращается все повествование.
Если вы от этого места вернетесь назад, чтобы просмотреть книгу с самого начала, вы начнете с Ефеса и увидите утрату его первой любви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" (Откр. 2,4). Вы желаете найти объяснение этому и обнаруживаете, что его следует искать не в простом спаде энтузиазма, а в духовной борьбе, которую можно осознать разумом, в неприятеле, умножающем свои попытки угасить в сердце верующего огонь любви к Богу. Вы хорошо знаете, что такое огонь настоящей любви к Господу; он исходит не от тебя, и от него невозможно отказаться умышленно. Нужно что-то большее, чтобы этот огонь угас. Он угасает только под внешним воздействием - бедствий, борьбы, уныния, тактики изматывания, искусно применяемой противником, не говоря уже о его клевете и неисчислимой лжи. Ловушка мира сего, искушение грехом и это ужасное постоянное противодействие часто стоят на нашем пути. Это обычные обстоятельства. А может дело в "характере"? Причину следует искать гораздо глубже. Все это направлено против Божьего престола, против главной цели, стоящей перед нами.
Здесь и хитрость Валаама, приведшая к духовному падению; и учение николаитов; и Иезавель - лжепророчица и суетная жизнь; и внешнее исповедание веры, за которым ничего не стоит; и самоуверенность называющих себя иудеями, а в действительности являющихся сборищем сатанинским, здесь, наконец, и лаодикийская теплота.
Все это - пути, которыми враг пытается проникнуть в нашу жизнь, чтобы разрушить свидетельство, а свидетельством является светильник. Поместные Божьи церкви - светильники - в свое время и на своем месте представляют Божье свидетельство на земле. А все вышеперечисленные факторы содействуют его уничтожению, подавлению и гашению. Бог желает поддерживать Свое свидетельство, а все эти силы объединяются, чтобы прервать его и помешать ему достичь своего завершения, которым является престол Божий. Мы также видим, что "они победили... кровию Агнца и словом свидетельства своего". Эти победители сохранили "свидетельство Иисусово". Видите ли вы, как все происходит?
Гонения, которые должны претерпевать упомянутые здесь верующие, западни, ловушки и соблазны, которыми нас прельщает змий, испытания, невзгоды и страдания Божьего народа - так многочисленны, что нам никогда не удастся перечислить их все; все, через что мы призваны пройти, желая следовать по жизни с Богом и оставаться верными Ему - все это имеет одну направленность: сделать так, чтобы главная цель не была достигнута и воспрепятствовать восхождению к престолу.
С одной стороны, со стороны противника, все испытания - страдания, гонения, физические боли, тревоги -предназначены для того, чтобы угасить Божье свидетельство и помешать восхождению верующих на Божий престол.
Со стороны Бога мы не защищены от всего этого, поскольку Он желает, чтобы мы побеждали, а быть победителями невозможно, если нечего побеждать. Таким образом, существует две стороны: Божья, с которой осуществляется Его верховная власть; и сатанинская, с которой исходит постоянное противодействие. То, что мы переживаем, возлюбленные, связано с отмеченным положением вещей. А кульминационный момент настанет, когда явится разъяренный дракон, готовый поглотить этот отряд победителей, которые должны все довести до конца. Это нечто грандиозное и необычайно величественное, не правда ли? Подумать только, что дети Божьи (мало их или много - мы не знаем, но, очевидно, их сравнительно мало) станут для Него возможностью ускорить окончательную развязку. Другими словами, именно дети Божьи в определенный момент создадут на небе такую ситуацию, что дьявол и его ангелы будут вынуждены покинуть занимаемое ими место. По-моему, в этих словах есть нечто замечательное: "Не нашлось уже для них места...", будто бы небо сказало: "у нас более нет вам места".
Дьяволу нет больше места на небе. Таков итог. А причиной этого и решающим фактором будет восхождение на престол боевого отряда победителей перед лицом разъяренного дракона. В руках Божьих они являются орудием, предназначенным для того, чтобы покончить со старым образом жизни, в течение тысяч лет враждующим против изначального замысла Божьего. Представьте себе, что нам сейчас удалось попасть в то время. Вообразите, что мы сейчас вступили в последний период! Одно это предположение уже все объяснит. Но в настоящее время, возлюбленные, Бог намерен научить нас, как побеждать. Мы должны знать, как побеждать; это необходимо. Нам следует знать, каковы орудия победы, каковы условия победы... Именно этому уделяется внимание в ходе нашего исследования: суметь понять смысл слова "побеждать", придаваемый ему Богом, и затем научиться, как побеждать.
***
С восхождением на престол младенца мужского пола и этого соборного тела на земле, так же, как и на небе, произошло важное изменение. Во-первых, после этого восхождения на небе произошла война, в результате чего там больше не стало места силам зла. Они были изгнаны с небес на землю. Во время их падения на небе раздался громкий голос, говорящий: "Ныне настало..." Этот голос будто бы говорил: "Ныне наконец, настало великое Царство Божье! Порядок, царивший на земле, "князь, господствующий в воздухе", глава царства тьмы, его власть и господство, его злые духи теперь, наконец, свергнуты и "ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его". Остановлюсь, чтобы подчеркнуть особый смысл слов - "ныне настало спасение... Бога нашего". Спасение нашего Бога настало ныне. Поразмыслите немного о сказанном и увидите, к чему это вас приведет. Ныне настало царство Бога нашего. Ныне настала сила Бога нашего. Сила нашего Бога настала ныне. Вот это - деяние Божье, Его всемогущественная сила; Его НЫНЕ.
Далее, обратите внимание на слова: "...и власть Христа Его". Приход ко власти Христа. Ныне Господь Иисус получил право производить суд. Это "ныне" имеет глубокий смысл. Взвесьте эти фразы одну за другой и вы поймете, что восхождение младенца мужского пола совпадает с наступлением спасения, силы и царства нашего Бога и права производить суд Его Христа. Какое завершение! Требуется больше времени, чем мы располагаем, чтобы осмыслить всю эту славу. Теперь оставим данную тему и пойдем дальше.
На земле начинается новый период истории, и на небе тоже начинается нечто новое. Но прежде, чем перейти к этому, обратим внимание на следующие слова. Громкий голос раздался на небе и сказал: "Наш Бог... наши братья". Там, на небе, есть искупленные души; это воинство победителей называют "наши братья", а по отношению к Богу они говорят "наш Бог". Они были там (на небе) раньше других и с интересом наблюдали за последним сражением, в которое были вовлечены победители. Во все времена были победители. Они победили и проявляют интерес к этой победе до ее полного свершения. Они также говорят: "Бог наш", "братья наши" - "клеветник братии наших".
Далее, обратите внимание: "К вам сошел (греч. "katabaino" - "спуститься") диавол". Эти слова произнесены кем-то, находящимся не внизу, а вверху. Здесь начинается новый этап мировой истории, описанный в 13 и в 14 главах.
С одной стороны стоит антихрист, а с другой, как результат его деятельности, - скорби тех, кто не был восхищен. В посланиях семи асийским церквам победители и те, которые не побеждают, не имеют равных прав. Со своей стороны, я не могу согласиться с тем, что семь посланий семи церквам были предназначены людям, не являющимся Божьим народом, как это утверждают некоторые толкователи. Я также не могу согласиться с тем, что они обращены всего лишь к небольшой части приходящей в упадок Церкви. Я считаю, что эти послания адресованы людям, действительно являющимся Божьим народом, хотя и пребывающим в состоянии отступления, слабости или заблуждения, проявляющим все характерные признаки духовного упадка. Итак, между Божьим народом, пребывающим в состоянии духовного упадка, и победителями существует разница. Дж. Дарби, говоря о Филадельфийской церкви, так сказал о ее верующих: "...Они получили очень ценную поддержку. Час великих искушений должен настать для всего мира, чтобы испытать всех жителей земли; некоторые могут стать победителями в этом испытании, но исполнившие Слово Божье будут избавлены от испытания. Оно наступит для всего мира, но исполнившие Слово Божье - где они? Их уже нет на земле". Такова ситуация. Время Великой скорби ожидает верующих, но только не победителей. Будут избавленные от Великой скорби; но будут и не восхищенные, подверженные этой скорби, "те, которые пришли от великой скорби", в которой они омыли свои одежды, испачканные от соприкосновения с миром.
Таким образом, мы видим, что Бог имеет в виду, что входит в Его план. Мы видим, что последнее время будет отмечено этим центральным событием: созданием за авансценой особых людей - победителей. Это воинство победителей, которое Бог хочет выделить особо, будет сформировано в результате интенсивного духовного труда. Подготавливая для Себя это избранное сословие и взращивая его в меру возраста Христова, Бог готовится к осуществлению Своего первоначального замысла, Своего исходного плана. И все изменения, которые внезапно произойдут на небе и на земле, будут связаны с этим событием.
Воинство победителей будет восхищено на основании трех следующих принципов. "Они победили кровию Агнца". Это один из фактов, заслуживающих тщательного исследования с нашей стороны - более тщательного, чем что-либо до сих пор. "Кровью Агнца". В этом есть нечто решающее. "И словом свидетельства своего". Кровь Агнца - это то, что победителям было предоставлено извне, без их участия. Слово их свидетельства представляет их вклад. Следует, чтобы мы прежде всего знали основание победы, положенное Богом. Затем - нашу часть победы: слово свидетельства, т. к. оно является орудием нашей победы. И наконец, то, что касается цены этой победы (третий фактор): "И не возлюбили души (жизни) своей даже до смерти".
Такова, по моему мнению, ситуация, в которой мы теперь находимся. Возможно, в данный момент - только ее начало. Но мы, несомненно, входим в нее. Борьба столь напряженна, и напряжение так велико, что порой кажется невыносимым. Возлюбленные, понимаете ли вы значение этого сражения? Осмыслили ли вы грандиозность ставки? Отдаете ли вы себе отчет, насколько важно для нас знать орудия победы? Поэтому то, что мы собрались в такое время - очень важно. Мы собрались здесь не для того, чтобы просто поговорить о разных истинах. Не это угодно Богу! Мы собрались здесь по величественному призыву. Приближается конец времен, и страдания, испытания, напряженность духовной борьбы, преодолеваемые нами теперь, имеют очень важное значение. Некоторые из вас отчетливо ощущают натиск различных факторов, препятствующих вашей духовной жизни; такой натиск уже почти невозможно выносить. Этому есть объяснение, возлюбленные, и значение его превосходит что-либо когда бы то ни было существовавшее. Бог скоро окончательно достигнет Своей цели и изменит лицо вселенной. О, какая чудесная перспектива! И все это, возлюбленные, находит свое проявление в жизни верующих. Мы вовлечены в этот процесс. Все это происходит в нас.
Возможно, нам иногда кажется, что борьба была бы намного легче, если бы мы видели перед собой разъяренного дракона. Если бы этот образ воплотился и стал реальностью, мы бы знали, как себя вести, и что нужно делать. Но духовное напряжение, состояние постоянной борьбы с чем-то, проявляется не в открытой и простой форме вражды к небу, не в борьбе лицом к лицу с противником, а в том, с чем нам приходится очень часто сталкиваться в так называемой повседневной жизни, в домашних обстоятельствах, в делах. Да, битва разыгрывается именно здесь; именно таким образом это сражение достигает нас. Но мы снова видим причину, замечательное объяснение этому, и все, что нам необходимо - это милость Божья для нашего духовного укрепления. О, для того, чтобы устоять, доктрины не достаточно; обучение немного нам даст; свет, когда он сам по себе ничем не подкрепляется, не всегда является эквивалентом силы. Сила - это способность устоять до конца. Не свет позволяет нам держаться на ногах. Свет может помочь нам различать наш путь; но то, что нам нужно, возлюбленные, - это обладать вместе со светом силой, исходящей свыше. В подобное время, чтобы устоять, нам ничто так не нужно, как могущественное вмешательство Бога в наше внутреннее существо.
Да воспользуется Бог временем, которое мы проведем вместе, не столько для того, чтобы умножить наши знания, сколько для того, чтобы укрепить и оживить нашу внутреннюю сущность Своим Духом!
Февраль, 1933 г.
* "Младенец мужеского пола" из 12 главы Откровения. -Было затрачено много усилий, чтобы истолковать это пророчество в исторически-ретроспективном плане, т. е. как происходящее до того, как Иоанн писал в Патмосе; якобы речь идет о рождении Христа, а женщина представляет Израиль.
Давайте поближе рассмотрим и исследуем некоторые факты.
1). "Муки рождения" (стих 2). Где же муки Израиля, которые должны сопровождать рождение Христа? Никогда еще Израиль не мучился родами Христа.
Исайя (66:8,24) предвидит рождение Христа без родовых мук. Это место не соответствует 12 главе Откровения Иоанна.
2). "Облеченная в солнце" (стих 1). Сам Господь Иисус является солнцем, "светом мира", церковь была облечена этим светом, этим проявлением Иисуса Христа, этой полной и всеобъемлющей истиной Божьей. Никогда еще еврейский народ не был облечен таким светом.
3). "Под ногами ее луна". Луна не обладает собственным светом. Она заимствует свой свет у солнца. То же самое можно сказать и об иудейском законе, и обо всей системе прообразов, связанной с ним. Закон, пророки, прообразы - все это отражения Христа, всегда блиставшие только заимствованным от Него светом. Только во Христе они находят свое воплощение, а в Церкви - полное осуществление. В этом отношении они зависят от Церкви, т. е. подчиняются ей. Такое сопоставление нельзя сделать по отношению к еврейскому народу.
4). "На главе ее венец из двенадцати звезд". В Священном Писании звезды обозначают небесные тела, наделенные властью. Двенадцать - это число могущества или господства.
Двенадцать апостолов можно считать основанием этого символа. Здесь мы можем видеть отражение Божьего плана относительно Церкви, наделенной небесной властью. (Лук. 10,19, Ефес. и др.) Однако, несмотря на то что этот план Божий относится ко всей Церкви в целом, как это видно из послания к Ефесянам, на самом деле только часть Церкви практически достигнет престола. Такова, несомненно, ситуация в наше время, и такой она была всегда. Именно поэтому в Новом Завете содержится множество увещаний и предупреждений. Это также объясняет многочисленные "если" условного наклонения, употребленные в Новом Завете.
5). "Когда она родит" или "как только он родится". Здесь нет интервала во времени. Но Христос не был возвышен и посажен на престол сразу после Своего рождения. Наоборот, от Его рождения до этого события прошел значительный промежуток времени.
6). "Большой красный дракон", "десять рогов" "семь голов" (увенчанных) - стих 3.
Во время рождения Христа не было царя, соответствовавшего этому описанию. Иоанн стал писать почти через сто лет после рождения Христа, и в 17 главе этой книги (Откровение) он говорит, что только пятеро из этих царей пало; один есть; а седьмой еще должен прийти (17,10). Десять рогов обозначают десять царей, которые примут власть одновременно со зверем (Откр. 17,12, Дан. 7,20) Все эти цари появляются на сцене, когда времена язычников близятся к концу.
Зверь и лжепророк (политика и религия! - это два аспекта дракона, который преследует истинную Церковь; а восхождение "младенца мужеского пола" является основной причиной его неистовства и начала времени Великой скорби.
7). "На небе война", "низвержен дракон" ("древний змий", "диавол", "сатана обольщающий"), "не нашлось уже места на небе".
Это произошло не в момент рождения Христа и не в момент Его вознесения. В послании к Ефесянам сказано, что борьба на небе происходит постоянно (6,12).
Дьявол всегда является "князем, господствующим в воздухе".
Верно, что Христос "превыше всякого начальства и власти", и именно в Нем Бог посадил нас на небесах. Но освобождение небес от злых сил и управление миром свыше посредством церкви еще предстоят в будущем. А "младенец мужеского пола" - это осуществление пророчества и завершение его (Откр. 3,21-22).
(Мы не включили эти примечания в основной текст, поскольку стремились воздержаться от всего, что может вызвать разномыслия. Мы желаем всегда оставаться в рамках строгих духовных истин. Эти заметки сделаны только потому, что мы не продвинемся вперед, не имея прочного библейского основания и не осмысливая здраво и глубоко библейские факты.)