Что касается природы Церкви, то Дух Святой так говорит через Петра: «Вы ...народ святый» (1 Петр. 2,9). Это народ внутри народов, который не принадлежит ни к какой национальности и ни к какой деноминации, но стоит над всеми ими. Это народ, вызванный из всех народов, но существующий внутри народов. Учитель так молился об этой зарождающейся Церкви: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Апостол Иоанн, который по вдохновению Духа Святого написал эти слова, позже пишет: «...весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5,19). «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Они не отданы врагу, хотя и живут в мире. Они в мире, но не принадлежат миру и в известном смысле отделены от него. Бог избавил нас, святой народ, от власти тьмы и ввел «в Царство возлюбленного Сына Своего»(Кол. 1,13).
Что такое народ? Народ, или нация,- это сообщество людей, имеющих общее происхождение, принадлежащих к одной расе. Это определение особым образом относится к Церкви Иисуса. Одна и та же жизнь пульсирует во всех - жизнь необыкновенная, жизнь, имеющая Божественное происхождение, жизнь Самого Бога. Нация - это единство, основанное не только на общем происхождении и жизни, но и на общности устремлений и цели. Все это присуще Его народу, который является святым народом.
Церковь призвана свидетельствовать миру. Сила ее свидетельства заключается в том, что она не связана национальными путами. Своеобразие ее образа жизни - вот то свидетельство, которое действует так же, как магнит на железо. Крест, пребывающий в самом сердце Церкви, привлекает к себе или, лучше сказать, к Распятому членов Тела из всех народов. Этим членам, которые один за другим присоединяются к Церкви, Христос передает Свою магнетическую силу, чтобы они, в свою очередь, могли привлекать других. Привлекающая людей весть креста - это свидетельство Церкви. Она призвана «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7,9).
Из этого вытекают два важных момента, которых необходимо здесь коснуться. Нам должно быть безусловно ясно, что как Церковь, так и ее члены не могут быть связаны с различными системами и объединениями этого мира. Вмешиваясь в вопросы, связанные с земным царством, мы теряем сокрытую в нашем призвании силу и оказываемся в такой ситуации, из которой выходим лишь с большими трудностями. Именно в этом трагедия истории христианства, и именно этим объясняется его нынешнее духовное бессилие. С того времени, как Христос, Глава Церкви, во славе вознесся на небо, Церковь является небесным Телом. Все то, что нисходит с неба на Его Тело и посредством этого Тела проявляется на земле, имеет небесную природу и небесное происхождение. Это нечто совершенно отличное от всего земного, что не может понять природный человек. Задача Церкви в нынешнем веке состоит не в том, чтобы распространять на земле принципы Царства Божьего, но чтобы свидетельствовать в народах о суверенитете Христа, а также собирать избранных членов Тела Христова. Царство Христа придет позже.
Те, кто получил откровение о Теле Христа, выйдут из традиционных и организованных религий, поняв, что у них нет другого выбора, как только порвать с такими организациями. Хотя такие организации имеют религиозную окраску и притязают на имя Господа и Его Слово, они в конечном итоге принадлежат миру. Дух Святой постоянно действует в том направлении, чтобы освобождать нас от таких связей. Он вынужден делать это, так как сами мы сделать это не в состоянии. Он приводит нас к тому, что нам не остается ничего другого, как только повиноваться Ему. Мы должны ждать, пока положение вещей не станет нам совершенно ясным. Дух Святой вселяет в нас магнетические силы креста Христова, чтобы вызвать народ из всех народов и сделать его достоянием Христа. Для того чтобы исполнить это служение, нам необходимо занять совершенно определенную позицию. Но при этом мы не должны руководствоваться своими личными, эгоистичными мотивами, ища собственного признания или независимости.
Собирает членов Тела Христова Дух Святой на основании откровения и внутреннего отмирания всего того, что не несет на себе печати небесной природы. Мы пытались основать церковь, организовать и умножить ее. Используя объявления, мирскую мудрость, определенные планы и призывы, мы хотели собрать людей и привести их в церковь. Чтобы возбудить в них интерес, мы привлекали высокие титулы и имена, использовали неиссякаемые источники человеческих средств и путей. Но в конечном итоге все оказалось лишь карикатурой на Божественные пути. Мудрость Господа состоит в том, чтобы через Своих детей принести во всякое место Свое свидетельство, а затем вокруг этого свидетельства собрать тех, кого Он предузнал и предопределил и кто хочет повиноваться Его призыву.
Дух Святой - особый стратег. Пятидесятница дает нам замечательный пример этой стратегии. В этот день в Иерусалиме были собраны представители «всякого народа под небесами». То, что презренное иудейство должно было послужить вызову людей из всех народов, чтобы положить начало Церкви, являло собой пример Божественной стратегии. На улицах и площадях Иерусалима не было броских объявлений, возвещающих, что в определенном месте и в определенное время буду проповедовать одиннадцать знаменитых мужей или что высокоуважаемый д-р Петр будет держать речь, посвященную дню Пятидесятницы. Апостолы были единодушны, и от начала до конца все совершалось посредством Духа Святого.
Итак, мы видим, как далеко удалилось от цели организованное христианство. Когда Дух Святой берет все в Свои руки, тогда мы освобождаемся от угнетающего и бесполезного груза всяческих дел и организаций. Это уже не наша работа, но работа Духа Святого. Свидетельство Иисуса должно быть в руках Духа Святого. Он собирает тех, кто предузнан Богом.
С одной стороны, перед нами чудесная истина, что Дух Святой образует народ для Иисуса. В этом Он суверенен. Удивительно, что может совершить Дух Святой, как люди верой принимают свидетельство Иисуса (2 Фес. 1,10). Задача Духа Святого состоит в том, чтобы завершить строительство Церкви Иисуса.
С другой стороны, Дух Святой действует стратегически, поселяя тут и там членов Церкви и делая их своего рода магнитами, посредством которых Он привлекает избранные души и присоединяет их к Церкви. Их избрание основывается не на Божественной благосклонности к кому-либо, а на Божественном предузнании. Оно происходит не потому, что одни определены для жизни, а другие для смерти, но потому, что Господь предузнал тех, кто хочет веровать. «...Кого Он предузнал, тем и предопределил...» (Рим. 8,29). Их судьба уже предопределена силой Божьего предвидения через веру и по Его благодати. «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2,19).
Господь тут и там поселяет членов Своего Тела, чтобы они, подобно магнитам, действовали в различных местах, собирая тех, которых, благодаря их свидетельству, коснулся Дух Святой. Примечательно, что повсюду есть дети Божьи, которые стремятся к этому. Будем, однако, остерегаться, побуждаемые собственным порывом, стараться поскорее привлечь тех, кто, на наш взгляд, должен присоединиться к нам.
Необходимо, чтобы в этом нами руководил Дух Святой; в противном случае многие будут лишь захвачены нашим свидетельством, а затем разочарованы. Молимся ли мы о том, чтобы Господь удалил от нас тех, кто не хочет познавать Его волю и покоряться ей? Такая молитва так же важна, как и молитва о том, чтобы Господь приводил к нам детей Божьих. Многие, не желающие прийти теперь, возможно, придут позже. Это дело Господне, и времена и сроки находятся в Его власти.
Данная истина со всей серьезностью затрагивает вопрос о том, соответствует ли Божьим планам, когда мы возводим во многих местах добротные, удобные здания и оцениваем успехи той или иной церкви количеством верующих, которые присоединились к ней? Конечно, такое воззрение противоречит новозаветному. Не случилось ли так, что христианство наших дней со всеми его организациями, объявлениями, издательствами и т.п., которые большей частью бездеятельны и бессильны, представляет собой результат ложного воззрения? Мы даже отваживаемся утверждать, что высшая и плодотворная работа Духа Святого возможна лишь тогда, когда мы духовно оторвемся от нынешней системы организованной религии и от предписаний, методов, официальных должностей и руководства так называемой церкви. Господь готов освободить тех, у кого окажется достаточно мужества и веры, чтобы доверить Ему заботу о своем пропитании и предоставить Ему оправдание их решения. Трагедия многих в том, что их познание затемняют земные вопросы, а также тирания системы, которая парализует истинное дело Божье. Мы никого не хотим принуждать отделяться от земной организации, пока это не будет открыто им внутренне. Но мы настоятельно просим вас со всей серьезностью взывать к Господу, чтобы Он открыл вам истинную природу Церкви Иисуса, которая является Его Телом.
К этим рассуждениям мы хотим добавить еще одно важное замечание. В то время как Церковь посредством Своего свидетельства действует в народах, подобно магниту, притягивающему к себе других, она действует и наоборот, отторгая от себя тех, кто хочет присоединиться к ней по плоти. В погоне за ростом количества членов эту истину часто упускают из виду, что влечет за собой разрушительные последствия. Во Христе и Его Теле должна пребывать таинственная сила, обеспечивающая вход в Церковь лишь освященным. Божественный огонь, который оберегает славу Божью, пребывает во святилище скинии, храма или дома Божьего и совершает суд, когда туда примешивается плоть. Если такой суд и не происходит в каком-либо из подобных обществ, это еще не говорит о том, что Бог хочет, чтобы мы оставались в системе, которая носит на себе лишь внешние признаки Церкви Иисуса и которой руководят неосвященные мужчины и женщины. Если бы такие церкви действительно представляли Его духовный дом, в котором беспрепятственно действует Дух Святой, то такие люди испытали бы, что суд Божий начинается с дома Божьего.
«Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5,13).
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2,47).
Разве нам недостаточно этого? Разве не наша задача - во всей ясности и чистоте сохранять свидетельство Иисуса?
Из книги - Крест Христа в его всеобъемлющем значении, Т. Остина-Спаркса