Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Римлянам 9:13-15. Неужели неправда у Бога?
Справедлив ли Бог? Поступает ли Он с нами несправедливо? Эти естественные человеческие вопросы только усиливаются, когда мы читаем такие отрывки, как “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел” (Рим. 9:13). Однако сам Павел ломал голову именно над этим вопросом, размышляя об отвержении иудаизмом Христа в свете отрывков из Ветхого Завета. То, что эти отрывки из Ветхого Завета, к которым апеллирует Павел, по-видимому, раскрывают, - это суверенный произвол в отношениях Бога с людьми. Утверждения типа “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел” вызывают у нас вопрос: “Но почему? Что они сделали, чтобы заслужить Божью любовь или Его ненависть?” Наше ощущение некоторой несправедливости здесь усиливается, когда мы читаем в 9:11, что решения относительно Иакова и Исава были приняты “когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого”.

“Трудность” этого текста, по крайней мере частично, проистекает как из допущений, которые мы склонны привносить в него, так и из нашего пренебрежения к потоку и содержанию окружающего текста.

Павел предвосхищает реакцию читателя на очевидную несправедливость Бога. Словами, напоминающими те, что были сказаны Иову (Иов 9:12; 40:2), он начинает с того, что ставит под сомнение уместность даже постановки таких вопросов (Рим. 9:20). Затем он доводит дело до конца, цитируя Исаию 29:16 и 45:9: “А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»" (Рим 9:20-21).

Павел, конечно, имеет в виду, что вопрос “Неужели неправда у Бога?” возникает из нашей человеческой склонности оценивать и критиковать Божьи пути на наших условиях. Даже постановка вопроса о несправедливости предполагает, что мы знаем, как выглядит справедливость в её конечном, абсолютном смысле. Такова самонадеянность творения. Поскольку мы не знаем замысла Божьего и не можем постичь Его путей (Рим. 11:33-34), мы не в очень хорошем положении, чтобы судить о Божьих намерениях. Мы видим и переживаем только фрагменты; мы видим лишь слабые отражения в зеркале и знаем лишь частично (1 Кор. 13:12).; мы воспринимаем Божье откровение в контексте наших глиняных сосудов (2 Кор. 4:7). Только Бог видит целое, и с этой точки зрения то, что может показаться нам “несправедливым”, в итоге откроется как Божья спасительная благодать.

Мы привносим в этот текст ещё одно допущение, которое искажает наше восприятие его в определённом направлении. Из-за определённых унаследованных теологических традиций мы склонны воспринимать этот текст в терминах предопределения и вечной судьбы. Эта теологическая традиция утверждает, что наша вечная судьба была предопределена. Неизбежным вопросом к такому взгляду является тот, который задаёт гипотетический читатель Павла: “Ты скажешь мне: «за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»” (Рим. 9:19).

Этот вопрос имеет смысл только в том случае, если Павел действительно касается здесь вопроса о вечной судьбе отдельных людей. Однако при внимательном прочтении этого отрывка становится ясно, что он говорит не о спасении и вечной судьбе, а о Божьем призвании отдельных людей и народов к служению и использовании Богом событий и личностей для достижения своих искупительных целей, а именно спасения как евреев, так и язычников.

Давайте попытаемся ясно расслышать аргументацию Павла. Он начинает своё рассмотрение судьбы своего собственного народа с напоминания обо всём, что Бог сделал для них и дал им (Рим. 9:1-5). Цель призвания Израиля — быть средством реализации “обетования” (Рим. 9:4, 8-9) - обещания, данного Аврааму, что через его потомков “благословятся все народы на земле” (Быт. 12:1-3). Павел видел, что это обещание исполняется во Христе (см. Гал. 3:15-18), через смерть которого и еврей, и язычник будут приняты в Божью семью (Гал. 3:28-29).

Однако реальность, с которой столкнулся Павел, а вместе с ним и все иудео-христиане, заключалась в отвержении Иисуса народом Израиля в целом. Потерпело ли неудачу Божье слово? (Рим. 9:6). Отвечая на этот вопрос, Павел показывает, пересказывая события Ветхого Завета, что Бог выбирает пути и средства для достижения Своих искупительных целей, и что даже нынешнее отвержение Мессии Израилем используется Богом для достижения этой цели. Не все дети Авраама являются частью линии, ведущей ко Христу. Исаак, сын, обещанный Сарре, становится проводником (Рим. 9:6-9). Иаков, а не Исав, используется Богом для продвижения к исполнению обетования (Рим. 9:10-13). Божий выбор не имеет ничего общего с человеческими заслугами, статусом или достижениями (Рим. 9:11-12). Исаак был не лучше своего брата Измаила; Иаков не лучше своего брата Исава. Другими словами, они не были “более достойными”. На самом деле, с чисто человеческой точки зрения, обман Иакова должен был сделать его менее достойным (Быт. 25, 27).

В этом месте Павел цитирует пророческое слово о нерождённых близнецах Ревекки: “Старший будет служить младшему” (Быт. 25:23). Это утверждение не столько о предопределении, сколько о пророческом предвидении. Исторические свидетельства показывают, что Эдом часто находился под властью Израиля и был вынужден платить дань (2 Царств 8:13; 3 Царств 11:14-22). Для Павла подтверждение этого пророчества относительно будущего Иакова и Исава (и их потомства) содержится в Малахии 1:2-3, которое он цитирует в Римлянам 9:13. В использовании этого слова из Малахии о Божьей любви к Иакову и ненависти к Исаву следует отметить две вещи. Во-первых, пророк заботится о том, чтобы продемонстрировать Божью любовь к Израилю (потомкам Иакова), чтобы в дальнейшем показать, что его неверность заслуживает Божьего суда. Эдомитяне (Мал. 1:4) - потомки Исава, которые находятся во враждебных отношениях с Израилем. Согласно Малахии 1:3-4, они, по-видимому, потерпели военное поражение, и пророк рассматривает это как свидетельство Божьего суда (1:4-5). Поскольку Бог использует Израиль для достижения Своих целей — несмотря на его частые восстания, — вражда Эдома прямо противоречит целям Бога.

Выражение “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел” следует понимать в этом историческом контексте. В отличие от очевидной любви Бога к Израилю, ситуация с Эдомом может быть истолкована только как свидетельство меньшего отношения Бога к нему. Сильное выражение “Исава возненавидел” следует рассматривать как типичный пример восточной гиперболы, которая выражает вещи в терминах крайностей. Далее, на иврите “любить” часто означает “благоволить”, а “ненавидеть” может означать “благоволить или любить меньше”. Обратите внимание, например, что в Бытии 29:31, 33 RSV переводит еврейское слово “ненавидима” буквально, в то время как NIV переводит это слово как "нелюбима". Этот перевод признаёт, в свете Бытия 29:30, что Иаков любил Лию меньше, чем Рахиль; он не “ненавидел” её. (См. также Второзаконие 21:15-17, где еврейское слово, обозначающее “ненавидимая”, переводится как “нелюбимая” в NIV и "нелюбимая" в RSV.

Таким образом, ни в Малахии, ни в том, как Павел использует это слово, нет никаких оснований для идеи о том, что Бог заранее определил вечные судьбы ни народа Израиля, ни народа Едома. Исторические ситуации двух народов, их “избрание” или “отвержение” - это всего лишь временные свидетельства суверенной свободы Бога, с помощью которой Он движет историю к Своим искупительным целям. “Ибо так возлюбил Бог мир” (Ин. 3:16), включая Иакова и Исава, Израиль и Едом, иудея и язычника.

Эта искупительная цель сильно подчёркивается цитатой Павла из Исхода 33:19 в Римлянам 9:15. Божья милость и сострадание абсолютно бесплатны и находятся в Его суверенном распоряжении. Никто не может заслужить их; никто их не заслуживает. Даже ожесточение сердца Фараона, о котором Павел упоминает в Римлянам 9:17-18, следует отнести к действию Божьей милости и сострадания к Его сокрушенному творению. Ибо Его цель состоит в том, чтобы “проповедано было имя Моё по всей земле” (Рим. 9:17). Таким образом, то, что с ограниченной точки зрения нашего человеческого наблюдения кажется “несправедливым”, на самом деле является лишь непониманием таинственных действий Божьей милости.

Смотрите также комментарий к Малахии 1:2-3; Римлянам 8:29; 9:18.

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 88 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Павел, суверенность, израиль, избрание, язычники, Предопределение
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024