“Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство”.
Эта цитата взята из статьи, написанной много лет назад покойным Джоном Ленноном, членом и автором песен группы Битлз. На следующий день после того, как вышла эта статья, десять тысяч их поклонников встретили Битлз в аэропорту возгласами: “Джон - да! Иисус - нет!” Тысячи американцев негодовали на кощунственную природу замечания Леннона и начали кампанию по запрету группы Битлз. Но самое проницательное наблюдение по этому делу было сделано Терстоном Дэвисом, покойным редактором еженедельного журнала Иезуитская Америка: “Мне кажется, что Леннон просто заявил то, что могли бы признать многие христианские педагоги: что христианство снова должно ожить в сердцах молодежи”.
23 августа 1978 года в газете Санкт-Петербург Таймс (штат Флорида) вышла следующая статья: “Студенты без промедления отвечают на вопрос, какой группе принадлежит альбом “A Hard Day’s Night” (рус. “Вечер трудного дня”, третий альбом группы Битлз. – примеч. переводчика), но меньше трети из них приписывают авторство Нагорной проповеди Христу” - сказал доктор Артур М. Сандерсон.
Доктор Сандерсон - преподаватель в университете Южной Флориды, городаТампа, и глава подразделения журналистики в отделе массовой коммуникации. Недавно он дал своей группе, изучающей начала журналистики, список из ста классических работ - картин, книг, музыкальных произведений, изобретений - и попросил, чтобы они назвали их создателей. Сандерсон сказал: “Результаты были очень удручающими. Студенты в среднем ответили правильно всего на 20 вопросов из 100”. Вывод, к которому пришел Сандерсон: “Чтение, письмо, говорение и слушание вошло в слушание современной молодежи, но то, что они слушают и смотрят – это последние рок-альбомы, детективные сериалы и мыльные оперы”.
Прогноз Джона Леннона был зловещим. С тех пор участие в воскресной мессе уменьшилось до 27 процентов. Резко упало количество желающих поступить в семинарии. Участие в таинствах уменьшилось, а уровень разводов в христианских семьях подскочил до рекордного 51 процента.
Отцы Второго Ватиканского Собора, говоря о миссии Церкви в декрете, посвященному апостольству мирян, сказали: “Первая задача – это евангелизация и освящение, приведение людей к осознанной вере в Иисуса Христа. Вторая задача – работа по обновлению преходящего порядка вещей, третья – дела милосердия и благотворительность”. Покойный папа Павел издал громкий призыв, чтобы сделать евангелизацию высшим приоритетом церкви, и та же самая тема была затронута американской церковной иерархией на встречах Национального совета католических Епископов. К сожалению, этот призыв не был услышан.
Фундаментальная миссия церкви заключается в проповедовании Благой Вести Иисуса Христа. Но произошла утеря веры в силу Слова. Мы чувствуем, что не будем иметь успех, если будем говорить его таким, какое оно есть. Мы отвратим людей. Давайте сначала будем восстанавливать временный порядок вещей.
Но есть огромный разрыв между человеческой аргументацией и тем, что Божье Слово говорит о приоритетах. Война, одиночество, мировой голод, аборты берут начало в человеческом бунте. Человек должен уверовать в Иисуса Христа и покаяться. Если наложить лейкопластырь тот тут, то там на нравственные проблемы общества – это не решит их. Евангелизация бьет точно в цель – человек должен подчиниться в вере Иисусу Христу и покаяться. Он должен отказаться от своей автономии и самодостаточности. Личная вера в смерть и воскресение Христа – это основание для христианского сообщества и мира во всем мире. Отказ исполнять повеление Евангелия благовествовать привело к тому, что мы придерживаемся образа христианства, но отрицаем его силу. Красивые литургии; огромные региональные, национальные и международные конференции; марши протеста против аморальности – все это хорошо и имеет свое место, но ничто из этого не является подходящей заменой смерти своего “я”. Явное посвящение себя личности Иисуса Христа является сутью евангельского послания. Когда Он не находится в центре всего, это приводит к неправильному пониманию миссии церкви. И боевой клич звучит так: “Занимайтесь проблемами этого времени. Не будьте страусами. Соответствуйте времени. Свидетельствуйте”. Но если корнем проблемы космического, мирового и личного зла является бунт человека, если радикальное решение этому нельзя найти без обращения к Иисусу Христу, то миссия церкви заключается в проповеди Евангелия всему творению, предлагающей им покаяться и обрести спасение.
Исследования, подобные тому, что провел Сандерсон, подчеркивают важность слушания в нашей культуре. Очевидно, что основное средство евангелизации – это провозглашение Слова через телевидение, радио, записи. Однако Сандерсон также подчеркивал первостепенную важность качества такой проповеди. Альбом “Вечер трудного дня” быстро узнавали, потому что тексты, ритм и присутствие Битлз было обращено к жившему тогда поколению.
Мой собственный опыт, а также опыт многих других евангелистов подтверждает, что вы можете проповедовать Евангелие таким, какое оно есть, что большинство людей отвергают его, но Слово не вернется пустым. Отец Джон Бертолуччи поехал на свадьбу и все закончилось тем, что он благовествовал там шестистам гостям. В Марреро, штат Луизиана, меня попросили выступить перед тремястами школьниц. Для них это было навязанное сверху мероприятие. Большинство не хотели туда идти. Они пришли в церковь хихикая, болтая, смеясь и с нетерпением ожидая обеда в полдник. Я планировал говорить на тему “Распятие Иисуса Христа: сила и мудрость Божья”. Я так и не закончил эту проповедь. Через сорок минут после начала проповеди рыдания стали такими громкими, что мне пришлось остановиться. Я пригласил девушек выйти вперед и преклонить колени перед Крестом, как мы делаем это в Великую пятницу. Их поднятие со своих мест и выход вперед к алтарю символизировали переход от тьмы в их жизни к свету Иисуса Христа, обращение, поворот от эгоизма к Тому, Кто возлюбил их и предал Себя за них. Я умолял их: “Но ради Христа, не выходите сюда, если для вас это игра. Приходите сюда завтра, в следующем году или через двадцать лет, но не насмехайтесь над великим Влюбленным, Которого когда-либо знал мир. В церкви уже и так много лицемеров и обманщиков, почитающих Христа своими устами, но отрекающихся от Него своим образом жизни”.
Затем мы слушали, как монахи из монастыря Уэстон пели слова из книги Осии: “Возвратитесь ко Мне всем своим сердцем; пусть страх не разделяет вас. Как долго Я ждал, пока вы придете ко Мне домой и будете жить новой жизнью”. (Эти девушки-подростки будут помнить эти слова еще долгое время после того, как исчезнет самый популярный альбом Битлз.) Там находился помощник пастора, и он назвал эту встречу удивительной: Бог наполнил церковь. Проповедь о распятом Христе без какого-либо спектакля или театральности призывает Дух Божий к действию. Я делюсь этой историей не для того, чтобы похвалить себя, но для того, чтобы засвидетельствовать о силе Божьего Слова.
Отец Джон Пауэлл три вечера подряд выступал в Филадельфии по телевидению в прайм-тайм во время Страстной недели 1978 года и говорил о представлениях человека о Боге. Когда я вернулся туда на Пасху, весь город — парикмахеры, бармены, полицейские, домохозяйки — не говорили ни о чем ином. Жизнь церкви изменится коренным образом, когда капитал наших талантов и ресурсов будет вложен в служение благовестия.
Когда кардинал Эмиль Леже уехал из Монреаля в 1969, чтобы жить в лепрозории в Африке, он сказал: “Время для разговоров закончилось”. В контексте его собственной жизни это было действительно так. В контексте евангелизации время для разговоров только начинается.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Матфей 7:7-8; Лука 11:9-10)
Господь, я снова прячусь.
Мне нужно принять решение,
которое я упорно игнорировала
уже долгое время.
Я веду себя как пресловутый
страус;
долго что-то игнорирую,
надеясь, что это пройдет.
Но из этого ничего не получается,
и я знаю это.
Когда-то мне придется
поступить
так или иначе.
И из-за того, что это важно для меня, я боюсь.
Я не хочу решать;
Я хочу спрятаться, пока не станет слишком поздно
что-то решать.
Я хочу, чтобы кто-нибудь другой
принял это решение за меня;
чтобы кто-то другой взял на себя
ответственность.
И если он ошибется,
Мне не придется обвинять себя.
Господь, прости меня.
Кажется, я забыла,
что если я попрошу,
Ты скажешь мне, что нужно сделать.
Ты поможешь мне решить,
куда идти;
и если я попрошу,
Ты дашь мне смелость следовать Твоему совету.
Господь, помоги мне искать Твою волю в этом,
а не свою.
И, когда я найду ее,
помоги, чтобы Твоя воля стала моей собственной.
Перевод: Ирина Ефимова