«И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Матфей 18:3-5 «Наше внутреннее дитя — это не самоцель, а дверь к нашему единению с Богом, к погружению в полноту ощущения присутствия Аввы, к ясному осознанию, что дитя внутри меня — это дитя Аввы, которое Он крепко держит за руку и в свете, и во мраке» Б. Мэннинг
Фарисейское и религиозное восприятие Бога резко контрастирует с Библейским восприятием благодати, которое похоже на ребенка, который не испытывал в своей жизни ничего, кроме любви, и который старается делать все наилучшим образом, зная, что он возлюблен. Совершая ошибки, он уверен, что родители не перестанут любить его за это. Мысль о том, что родители могут разлюбить его за неприбранную комнату, никогда не приходила ему в голову. Родители могут не одобрить его поведение, но их любовь не зависит от этого.
Фарисей всегда акцентирует свое внимание на личных усилиях и достижениях. А Евангелие благодати подчеркивает превосходство Божьей любви. Фарисей придерживается безупречного поведения; дитя наслаждается нескончаемой нежностью Бога.
Отвечая на вопрос о том, что значит «оставаться маленьким ребенком перед благим Богом», Тереза из Лизье сказала:
«Это значит признать свою ничтожность перед Господом и ожидать от Него только добра, точно так же, как маленький ребенок ожидает только доброго и хорошего от своего отца. Это значит ни о чем не беспокоиться, не стремиться к богатству и власти... Быть маленьким — значит не присваивать себе тех добрых дел, которые ты делаешь, веря, что можешь достичь чего-либо в одиночку, но признавать, что Господь дает тебе эту драгоценную возможность, чтобы ты мог воспользоваться ею, когда это необходимо. Эта драгоценная возможность всегда исходит от Бога. Наконец, это значит не отчаиваться после каждой совершенной ошибки, потому что дети часто падают, но на то они и дети».
Родители любят своего малыша не за его будущие достижения, а просто за то, что он есть. Поэтому, когда внутренне уверенный в себе ребенок успешно продвигается по жизни, это является не попыткой заработать признание и одобрение, но результатом ощущения того, что он возлюблен.
Дитя выражает свои эмоции спонтанно. Фарисей тщательно подавляет их. Открыть себя другому человеку — это и есть признак присутствия Святого Духа в вас. Если мы игнорируем, подавляем, прогоняем свои чувства — значит, мы отказываемся слушать голос Духа в нашей душе и эмоциональной жизни. Иисус выслушивал других, плакал, сердился, испытывал праведный гнев и сопереживал людям в их скорбях.
Мы потратили столько сил и времени, выясняя историчность личности Иисуса, что уже едва чувствуем тепло от Его присутствия. Мы забыли, что это был честный, откровенный, эмоциональный, нехитрый, чувствительный и сострадательный человек. Его внутреннее дитя было настолько свободным, что он не считал зазорным плакать. Он общался с людьми открыто и никогда не шел на сделки со своей совестью. Евангелие рисует нам портрет возлюбленного Сына Аввы, Который жил в необычайной гармонии со Своими чувствами и не пытался скрывать их. Сын Человеческий использовал Свои чувства, как чуткие эмоциональные локаторы, которые Он слушал и посредством которых воспринимал волю Своего Отца.
Лицо ребенка — это его истинное лицо, и его глаза, которые смотрят на мир, не видят ярлыков. Фарисей же проводит большую часть своего времени, реагируя на ярлыки, свои и чужие.
Положительные качества нашего внутреннего ребенка, такие как открытость, доверчивость, игривость, простота, отзывчивость, не позволяют нам закрываться от новых идей, Божьих сюрпризов и рискованных возможностей для духовного роста. Мое внутреннее дитя — это дитя Аввы, которое Он крепко держит за руку и в свете, и во мраке.
Поразмышляйте над словами Фредерика Бучнера: «Возможно, мы становимся детьми в тот самый момент, когда осознаем, что Бог любит нас именно, как детей. Не потому, что мы заслуживаем Его любовь, и не вопреки нашим грехам; не потому, что мы пытаемся достичь чего-то, и не потому, что признаем тщетность наших попыток; но просто потому, что Он захотел любить нас. Мы — дети, потому что Он — Отец; и все наши попытки делать добро, говорить истину и понимать ее, - как плодотворные, так и бесплодные, - это усилия детей, которые несмотря на свое раннее развитие, все равно остаются детьми. Они знают, что прежде чем они возлюбили Бога, Он возлюбил нас, как детей в нашем Господе Иисусе Христе».
Авва, Спасибо, что Ты любишь меня, как Свое дитя, не благодаря моим заслугам, а таким, какой я есть. Спасибо, что Ты хранишь меня во тьме, ведешь и направляешь мои шаги. Помоги мне быть еще больше уподобиться ребенку в моей жизни веры. Аминь.