Что значит новое небо и земля? Почему бы просто не обновить или не восстановить нынешние? Почему на новой земле не будет моря? Какова цель этого изменения?
В этом тексте мы живём в период после последнего восстания и страшного суда. Сатана ушёл навсегда. История спасения полностью завершилась, ибо Царь царей правил миром тысячу лет, и каждый человек, наконец, получил свою справедливую награду. Теперь мы вступаем в вечное состояние, находящееся за пределами борьбы человеческой истории.
В этом контексте необходимо обновление, новая среда обитания для ныне очищенной человеческой расы, земля, свободная от шрамов восстания, инспирированного сатаной. Эта потребность ощущается на протяжении всего Нового Завета. Павел говорит, что в людях, пребывающих во Христе, есть новое творение (2 Кор. 5:17), которое находится в напряжении из-за ветхости их собственных тел и остального творения (Рим. 8:19-22). Поэтому он может сказать: “Поэтому мы думаем не о том, что видимо, а о том, что невидимо, так как то, что видимо — преходяще, то же, что невидимо — вечно” (2 Кор. 4:18*). Пётр выражает это так: “мы ожидаем новых небес и новой земли, где обитает праведность” (2 Пет. 3:13*). Теперь в Откровении мы видим картину того, как это происходит. Как говорит Бог, “Я создаю всё заново!” (Откр. 21:5*).
Есть два мнения по поводу описываемой новизны. Некоторые учёные полагают, что Иоанн говорит только об обновлённых небесах и земле. Старое будет очищено, но не уничтожено. На самом деле, по их мнению, главной проблемой для Иоанна является моральное очищение, а не физическое обновление, хотя физическое восстановление также должно быть включено в это понятие. Таким образом, в этом отрывке описывается возвращение к целям, которые остались нереализованными, когда человечество было изгнано из Эдема. Чтобы подтвердить свою позицию, эти учёные ссылаются на межзаветную литературу, такую как 1 Еноха 45:4-5 и 2 Ездры 7:75 (сравните 2 Варуха 32:6; 1 Еноха 72:1; 91:16), все из которых говорят о возобновлении творения как об ожиданиях еврейских групп, которые представляли соответствующие авторы.
В то время как все учёные должны согласиться с тем, что главным для Иоанна является нравственное очищение, устранение всей скверны греха и мятежа, некоторые учёные рассматривают такие термины, как “прежние небо и земля исчезли”*, и утверждают, что то, о чём мы говорим в этом отрывке, является совершенно новым творением. Это, по-видимому, соответствует словам Петра, который пишет: “с грохотом исчезнут небеса, тела небесные будут уничтожены огнём, а земля вместе со всем, что творилось на ней, будет сожжена…небеса будут уничтожены огнём и небесные тела расплавятся от жара ...” (2 Пет. 3:10, 12). Другими словами, согласно этой точке зрения, небеса и земля настолько загрязнены, что необходимо что-то вроде всемирного потопа, описанного в Книге Бытия, - разрушение и воссоздание, но на этот раз разрушение происходит огнём, а не водой. Эта вторая позиция, по-видимому, лучше всего соответствует языку Откровения. Таким образом, хотя целью является моральное очищение мира, моральное и физическое настолько тесно переплетены (что мы, возможно, начинаем понимать в нашем экологическом сознании), что это требует серьёзной физической перестройки, настолько экстремальной, что её называют новым творением.
Разрушенные небеса - это не обитель Бога (иногда их называют третьим или седьмым небом), а видимые небеса. Бытие 1:1 описывает сотворение как “небеса и землю”. Не только планета, но и всё творение было осквернено грехом. Всё будет переделано. В этом новом творении не будет моря. Поскольку я живу в Ванкувере, Канада, у меня есть любовь к морю, месту многих счастливых праздничных часов, месту отдыха, но я должен отбросить такие романтические чувства, когда прихожу читать Писание, потому что это не был еврейский взгляд на море. В Писании море обычно является негативным образом. Например, в Исаии 57:20 говорится: “Но злобные люди подобны разгневанному океану*”. Море - это также водный хаос, из которого первоначально были выделены небо и земля в Бытии 1:2, 6-10. Хотя море и является творением Бога (Пс. 103:25), оно также является обиталищем морского чудовища Левиафана, которого Бог побеждает и выбрасывает на сушу (Пс. 73:13-14). Неудивительно, что в псевдоэпиграфическом еврейском труде "Завет Моисея" 10:6 говорится, что, когда Бог придёт в конце века, море уйдёт в бездну. В Откровении море является источником зверя и престолом великой блудницы (Откр. 13:1; 17:1). Такой символ хаоса и сил зла не мог бы существовать на новых небесах и земле.
На новых небесах и на новой земле также будет новый город, новый Иерусалим. Хотя здесь не место для подробных комментариев, это правда, что и здесь есть что-то новое. В Писании первые города были построены злыми людьми (Быт. 4:17; 10:10; 11:1-9). Старый Иерусалим был местом, на котором Бог избрал поместить Своё имя, но это был также неверный город, который Иоанн мог назвать “Содом и Египет” (Откр. 11:8). Поэтому сейчас существует потребность в осуществлении того, чего не смогли достичь грешные люди, - в построении истинного города с общиной, сосредоточенной на Боге, в котором действительно царят мир и справедливость.
Таким образом, весь этот отрывок говорит об исполнении надежд и мечтаний человечества в новом творении. Люди были созданы для жизни на земле, поэтому новая земля станет их домом. Люди были созданы для общения с Богом, поэтому Он будет обитать среди них. Люди были созданы для сообщества, поэтому будет создан настоящий город. Безусловно, в том, что происходит в этом отрывке, много символизма, но этот символизм - символизм новой реальности, которую невозможно передать простым прозаическим описанием.
Независимо от того, являются ли новые небо и земля обновлением или новым творением, Откровение свидетельствует о том, что Вселенная, какой мы её знаем, временна и “обветшает подобно одежде” (Евр. 1:11-12*). Даже если мы будем считать, что Иоанн говорит о том, что основная структура земли сохраняется, он свидетельствует о столь полном обновлении, что человеческая культура и творения были стерты с лица земли. История, какой мы её знаем, подошла к концу. Бог начинает новую главу в новой истории, Своей вечной истории. Но в то же время человеческие существа не являются духом. Это существа с телами, ныне воскрешенные и прославленные. Они живут не на облаках, а в мире и в городе. Бог обеспечивает их тем, для чего Он предназначил их при сотворении, - домом на земле. Это не Эдем, но шаг за пределы Эдема, более совершенное развитие того, что могло бы быть, - новая земля с городом, в центре которого находится Бог. Это отвечает внутреннему стремлению человеческого сердца, поэтому вполне уместно, что Иоанн завершает повествование своей книги таким описанием надежды.
* Современный перевод Библии

Hard Sayings of the Bible
|