(1930–2014)
Новая жизнь для старой формы
Состоятельные прихожане епископальной церкви Святого Марка в Дарьене, штат Коннектикут, - возможно, самого богатого города на “Золотом побережье” штата — думали, что знают, что получают, когда в октябре 1972 года Терри Фуллам стал их новым настоятелем. Его академическая успеваемость, приведшая к получению степени магистра философии в Гарварде (с отличием, не меньше), была высокой; он пользовался поддержкой епископа; сейчас ему было 42 года; за его назначение проголосовали единогласно; и при росте в 190 сантиметров он, безусловно, выглядел соответствующе.
“Сегодня утром, когда я начинаю своё служение среди вас, - сказал человек в длинной чёрной сутане, белом стихаре и тонкой зелёной накидке в то первое воскресенье, - я должен просить ваших молитв. Ибо я прихожу с уверенностью, что это призыв Господа, а также ваш собственный. Я, безусловно, молюсь о том, чтобы Бог за время, проведённое нами вместе, сформировал нас и сотворил в соответствии со Своей волей”. Прихожане одобрительно закивали.
Однако неделя спустя преподнесла несколько сюрпризов, поскольку Фуллам высказался более конкретно: “Я думаю, что для всех нас важно кое-что осознать”, - произнёс он ровным голосом. “В ближайшие месяцы с каждым из вас произойдёт одна из двух вещей. Либо вы обнаружите, что всё больше и больше открываетесь Господу, и в этом случае ваши отношения с Ним будут расти и расширяться, и вы будете это осознавать, либо вы обнаружите, что сжимаетесь, и в этом случае атмосфера станет невыносимой”. Люди затаили дыхание. . .что он имел в виду?
Без тени резкости он реалистично добавил: “Некоторые из вас сочтут необходимым уйти”.
Некоторые из них, возможно, и покинули церковь, но их быстро заменили новички, которых привлекли слова красноречивого, основанного на Библии настоятеля. Вечернее изучение Библии по средам проводилось не в приходском зале, и его пришлось перенести в святилище. Воскресное вечернее собрание с молитвой и восхвалением, на котором присутствовала в основном молодежь, было перенесено в более просторную епископальную церковь в соседнем Стэмфорде. Во вторник утром около 250 человек, в основном женщины, собрались для богослужения, обучения, обмена опытом и причастия. Изучение Библии на дому, казалось, распространялось повсюду. Согласно сообщениям, браки, в которых были проблемы, были восстановлены, люди исцелялись.
Посещаемость воскресных утренних мероприятий выросла с 250 до 1200 человек за пять лет — не в Библейском поясе, а здесь, в прохладной, утончённой Новой Англии. Две из четырёх воскресных служб пришлось перенести в ближайшую среднюю школу, чтобы вместить толпы людей. Епископ Коннектикута сказал: “Что бы вы ни делали, не останавливайтесь”.
Фил Марч, специалист по рекламе и простой прихожанин в церкви, высказал следующее наблюдение:
То, что у нас было ... были ли это традиционные люди, приходящие к Господу и принимающие крещение Святым Духом, — люди, которые большую часть своей жизни как бы играли в епископальной церкви, — они более или менее понимали: “Ну, у нас есть всё это”, а потом они обнаружили, что чего-то не хватает, и Фуллам был способен помочь им найти это. . . .
И, конечно, в то же самое время приходили новые люди, люди, которые на самом деле не хотели иметь ничего общего с устоявшейся церковью, но которые находили, что этот парень говорит разумно. ...А потом их будто ударило током, и не успели они опомниться, как уже понимали, что действительно этого хотели.
Но это был не просто случай волшебства Фуллама. “Я не глава этой церкви”, - неоднократно повторял он. “Я не могу построить эту церковь. Я не имею ни малейшего представления, как это сделать. Но Господь знает, как это сделать, и Он сделает это, если мы просто подчинимся Ему. Он вполне способен построить Свою собственную церковь”.
Он был настолько убеждён в этом, что убедил ризницу (управляющий совет) принять радикальную идею: все последующие решения будут приниматься единогласно. Другими словами, больше никакого “правления большинства”. Если по тому или иному вопросу был хотя бы один голос против, это просто означало, что группа ещё не прониклась разумом Господа. Им следует сделать паузу для дальнейших размышлений и молитвы. И в каждом конкретном случае это доказывало, что это путь мудрости. “Иисус может управлять церковью”, - продолжал настаивать Фуллам.
Когда в 1984 году редактор журнала прилетел из Чикаго для интервью, он заметил, что в углу пылился макет большого святилища, выполненный архитектором. «Что это?» - спросил редактор.
“Мы думали, что Бог хотел, чтобы мы построили именно это пять или шесть лет назад, когда наше нынешнее здание только заполнилось”, - ответил Фуллам. “Знаете, помещение было забито до отказа, у нас было четыре утренних служения — пришло время построить здание побольше. Но когда мы обратились к отцам города за одобрением, они сказали: "НЕТ". Они опасались, что наши планы будут заключаться в масштабной застройке этого лесистого района”.
После этого разочарования у старшего настоятеля церкви появилось другое видение: “Бог хочет, чтобы мы вместо этого построили живую церковь, посвятили себя укреплению Его народа не только здесь, в Дарьене, но и по всей стране и даже по всему миру”.
Так оно и произошло на самом деле. Церковь начала проводить раз в полгода встречи, посвященные обновлению прихода, на которые съезжались искренние лидеры из разных кругов, по триста человек за раз. Ризница одобрила предложение Фуллама чаще принимать приглашения на выступления на крупных церковных и епархиальных конференциях по всей стране. Он стал президентом сети под названием "Епископальные служения обновления".
Наконец, проработав 27 лет в соборе Святого Павла, он оставил свой пост в 1989 году, чтобы путешествовать ещё больше, в итоге посетив более 25 стран.
Его точку зрения, пожалуй, лучше всего изложить следующим образом:
Моё видение церкви сегодня - это три потока, сливающиеся в одну реку. С исторической точки зрения протестантизма акцент делается на Слове Божьем, священстве верующего и необходимости индивидуальной встречи с Богом. Из католического течения пришла идея о едином теле Христовом — о том, что вы не можете быть христианином в одиночку. ...Так что здесь я узнаю о необходимости взаимного подчинения.
Затем третий поток - это харизматическое измерение, которое подчёркивает непосредственность Божьего действия в нашей жизни. Действие Святого Духа никоим образом не заменяет Писание, но показывает, что Бог по-прежнему говорит с нами сегодня, как через пророчества, так и другими способами.
Поэтому я лично стремлюсь к целостности, к переходу от частичного к более адекватному пониманию видения. ...Церковь, какой я её вижу, должна быть католической, протестантской и харизматической одновременно.
Статья взята из книги Dean Merrill "50 Pentecostal and Charismatic Leaders Every Christian Should Know"
|