В Откровении много странных символов и образов, но есть и необычные имена. В Откровении 2:6, 15 незнакомое название затрудняет понимание. Здесь, в двух стихах из посланий, написанных в две разные церкви (Эфесскую и Пергамскую), мы узнаем о Николаитах. Вероятно, автор полагал, что читатели писем будут знать, кто они такие, но мы не на их месте. Каковы были их действия и почему Бог должен был их ненавидеть?
Самое раннее упоминание о Николаитах, встречающееся у отцов церкви, было как о последователях Николая Антиохийского, прозелита иудаизма, который был одним из Семи (Деяния 6:5). К сожалению, никто из авторов, похоже, ничего не знает об этой ереси, и один из них, по сути, утверждает, что сам Николай был ортодоксом, но его неправильно поняли. Хотя возможно, что часть этой информации точна (были исполненные Духа лидеры церкви, которые впали в ересь), это выглядит как попытка найти какое-нибудь название в Библии, которое можно было бы использовать для идентификации этой секты. Николай, возможно, просто имел несчастье носить неправильное имя. Тем не менее, даже если Николай из Деяний не имел никакого отношения к движению, вполне вероятно, что лидером группы был некий Николай (в конце концов, Николай было довольно распространенным именем).
Второе определение, распространенное в некоторых теологических кругах, - это обращение к греческой этимологии слова “николаиты” (никан и лаос означают соответственно “завоевывать” и “народ”) и утверждение, что это была группа, которая подавляла мирян в пользу развивающегося духовенства. Однако это объяснение в большей степени определяется современными представлениями о духовенстве и мирянах, чем какой-либо информацией первого века, поскольку такая терминология (например, использование "лаос" только для обозначения части церкви) была неизвестна в то раннее время. Этимология - общеизвестно опасный спос
... Читать дальше »