Этот стих кажется немного странным, поскольку в нём упоминается, что “престол” сатаны находился в городе Пергам в Малой Азии. Мы привыкли думать, что сатана путешествует по всему миру (Иов 1:7; 2:2). Существует ли на самом деле местность, где живёт сам сатана? Есть ли у него настоящий престол? И виден ли он? Должно ли это повлиять на наши собственные решения о месте жительства? Как церковь в Пергаме пережила то, о чём пишет Иоанн?
С одной стороны, ясно, что сатана, как конечное существо, должен иметь ограниченное существование. В отличие от Бога, он не вездесущ, поэтому он должен находиться где-то (а не везде) в любой данный момент времени. Но сатана также является духовным существом, вероятно, тем, которое в Ефесянам 2:2 названо “князем, господствующим в воздухе”. Это означает, что он, по-видимому, не локализован физически в нашем материальном смысле, а скорее живёт в духовном мире (или в небесном), через который он имеет доступ к физическому миру. Хотя мы не до конца понимаем связь духовного с физическим, мы были бы удивлены, обнаружив, что сатана ограничил себя определённой физической территорией, установив свой престол в определённом городе. Действительно, в другом месте Откровения мы находим, что, когда он правит на земле, он делает это через человека, которым он управляет (см. Откр. 13:2).
С другой стороны, Пергам - это место, известное нам из истории. Он был независимым городом до 133 года до н.э., когда его последний царь передал его по завещанию Риму. Впоследствии он стал столицей Римской Азии, резиденцией проконсула, который, как сенаторский наместник провинции, обладал почти неограниченной властью на период своего пребывания в должности. К 29 году до н.э. город стал центром имперского культа, где был воздвигнут храм “божественному Августу и богине Роме”. В городе также был большой храм Зевса Сотера (Зевса-спасителя), а его жители пок
... Читать дальше »