Эти высказывания в лучшем случае кажутся нам экстремистскими, в худшем - не соответствующими действительности. Люди, отнесённые к этой категории, являются жителями острова Крит в Восточном Средиземноморье, где Тит является лидером среди церквей. Предположительно, большинство членов этих церквей, и особенно старейшины этих церквей, которых Павел ожидает увидеть непорочными, владеющими собой, честными, святыми и дисциплинированными (Тит. 1:8), не были бы отнесены к категории “лжецы, злые звери, утробы ленивые”. Даже среди населения Крита в целом, несомненно, было много людей, которые вели праведную жизнь. Таким образом, определение критян как “всегда лжецы” вряд ли оправдано. Хотя Павел явно цитирует одного из их собственных пророков, он поддерживает обобщение, заключая, что “свидетельство это справедливо”. Как нам следует понимать этот резкий язык? Более пристальный взгляд на ситуацию, сложившуюся в критских церквях, а также на происхождение и историю цитаты должен если не устранить, то хотя бы смягчить эту трудность.
Речь идёт о ситуации, когда в церквях преобладают еретические учителя, выступающие против “познания истины” (Тит. 1:1), обетований Бога, который “неизменный в слове” (Тит. 1:2), “истинного слова” и “здравого учения” (Тит. 1:9). Они “обманщики” (Тит. 1:10), “уча, чему не должно” (Тит. 1:11), отвергающие “истину” (Тит. 1:14).
Именно этот акцент на лживости противников Евангелия и ложности их учения заставляет Павла вспомнить слова почитаемого критянина Эпименида, религиозного учителя и чудотворца, жившего примерно в 600 году до н.э. То, что Павел назвал его “пророком” (в рус. синод. версии – "стихотворцем" – прим. переводчика), вероятно, основано на описание Эпименида как вдохновенного, пророческого человека Платоном, Аристотелем и другими древними писателями. Основанием для нелицеприятной характеристики Эпименидом своих соотечествен
... Читать дальше »