В контексте общества, в котором злоупотребление алкоголем является такой серьёзной проблемой, этот личный совет Павла Тимофею поднимает для многих вопрос о законности употребления алкоголя. Поскольку алкоголем так легко злоупотребить и поскольку злоупотребление им приводит к порабощению людей зависимостью, не следует ли поощрять христиан воздерживаться от любого его употребления? Эта последняя, запретительная точка зрения выражена в несколько юмористическом анекдоте из обсуждения этого вопроса группой дьяконов. На фактическое утверждение одного дьякона, что Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане (Ин. 2), другой дьякон ответил: “Да, Он это сделал, но Ему не следовало этого делать!” Когда основной предпосылкой является убеждённость в том, что любое употребление алкоголя является неправильным, тогда действия Иисуса и наставления Павла становятся проблематичными.
Слова Павла следует понимать в контексте других советов из переписки с Тимофеем и Титом. Это также следует рассматривать как полезный совет в культурном контексте и как выражение центрального библейского принципа христианской жизни.
Ранее, в 1-м Послании к Тимофею, Павел перечислил среди характеристик тех, кто будет руководить церковью, то, что они были “не пьяницы” (1 Тим. 3:3) или “не пристрастны к вину” (1 Тим. 3:8). Согласно совету Титу, старейшина должен быть “не пьяница” (Тит. 1:7), а пожилых женщин в церкви следует учить “не порабощаться пьянству” (буквально “не становиться рабам вина”, Тит. 2:3). Во всех этих предписаниях акцент явно делается на умеренности; а именно, ответственное употребление алкоголя, которое не приводит к его контролю над жизнью человека.1 Это соответствует главному принципу христианской жизни, сформулированному Павлом в Ефесянам 5:18: “И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом”. Единственной законной контроли
... Читать дальше »