Определение
Праведность Божья - это божественный атрибут, который описывает Бога как всегда действующего в соответствии со Своим собственным характером.
Резюме
В этом эссе рассматриваются различные аспекты Божьей праведности, связанные с самим Богом, Его требованиями и отношениями со Своими созданиями. Бог праведен Сам по Себе, Он требует праведности, Он обеспечивает праведность и Он вознаграждает за ту праведность, которую Он обеспечивает.
Понимание Божественной праведности
Псалмопевец утверждает, что “праведность и правосудие” (цедек и мишпат) являются основой Божьего престола. То есть Он сам прав, справедлив и верен. Праведность присуща самому Его существу и характеризует всё, что Он делает: Бог прав с моральной и этической точек зрения, и Он действует только в соответствии с тем, что правильно и праведно. Эта тема часто встречается в Писаниях. “Судия всей земли поступит ли неправосудно?” (Быт 18:25). Он - “праведный Cудья” (2 Тим. 4:8).
Но как нам понять это свойство праведности, столь характерное для Бога? Основные слова, которые используют библейские авторы (цедек и дикайосуне), означают в физическом смысле “быть прямым/честным”, а в моральном - “быть правым” и, следовательно, “соответствовать этическим или нравственным стандартам”1, быть и делать то, что правильно. Тот, кто праведен, “выполняет” ожидаемые обязательства; он действует в соответствии с тем, что должно быть сделано. Праведный человек - это тот, кто прав и делает то, что подобает, тот, кто поддерживает “правильные отношения”2 с тем, что ожидается.
По этой причине теологи описывают Божью праведность как этическое измерение Его святости, или как Его “преходящую святость”3, или как “режим” Его святости4. Именно этот аспект Его святости отличает Его, поскольку Он соответствует Своим собственным моральным требованиям.
Мы не должны понимать это превратно. Идея не в том, что Бог связан каким-то абстрактным правилом, внешним по отношению к Нему - это означало бы, что есть какой-то стандарт выше Самого Бога, какое-то высшее правило, которому Он должен соответствовать. Конечно, не может быть стандарта выше Бога. Праведный стандарт, которому соответствует Бог, - это Он Сам. Именно природа и воля Бога определяют, что правильно, а что нет, и когда Писание утверждает, что Бог праведен, это убеждает нас в том, что Бог всегда соответствует Самому Себе – Он свято придерживается Своих собственных совершенств. Он действует только и всегда в соответствии с высшим принципом справедливости - Самим Собой.
Интересно, что Платон довольно долго бился над этим вопросом вслепую. В своём диалоге с Евтифро он, похоже, разочарован своей неспособностью прийти к какому-либо определённому выводу относительно того, “является ли благочестивое или святое любимым богами, потому что оно свято, или святым, потому что оно любимо богами”. Для него ответ был призрачным. “Так или иначе, наши аргументы, на чём бы мы их ни основывали, похоже, разворачиваются и уходят от нас”5. В свете непредсказуемости, непоследовательности и разногласий между многочисленными богами Платона6 и учитывая его небиблейскую систему взглядов, его разочарование понятно. Но, рассматривая этот вопрос с точки зрения библейского теизма, ответ вовсе не умозрителен: Бог суверенен, и как таковые Его природа и воля составляют саму суть праведности. По словам Мастрикта, “Бог - это прото-, по сути, авто-дикайон”7. Бог в Своём собственном совершенстве является сутью и эталоном того, что правильно.
Джон Пайпер хорошо подметил это, когда утверждал, что Павел “понимал Божью праведность как Его непоколебимую верность всегда сохранять и возвещать славу Своего имени”8. Бог всегда стремится прославить Себя во всём, что Он делает, и Его “праведность” говорит нам именно об этом. Именно по этой причине “неправедность” человека (адикия, Рим. 1:18) описывается в терминах “не прославления Бога как Божества” (ст. 21). Праведность заключается в прославлении Бога и ни в чём ином. Закон, которому подчиняются люди, есть закон Божий – не закон, который “над Ним”, а закон, который “внутри Него”9. И этот стандарт, являющийся ничем иным, как природой и волей Бога, является стандартом, которому подчинился неизменный Бог: Он действует всегда так, чтобы это соответствовало Его собственному совершенству.
Это истина о Боге, которую мы рады узнать. Одно дело знать, что Бог суверенен и поэтому правит миром по Своей собственной воле. Но на самом деле гораздо важнее знать, что Он правит праведно. Несмотря на все очевидные несправедливости жизни, на все терпеливые милости, которые Он оказывает нечестивым, и на все несчастья, которые обрушиваются на праведных, нам действительно необходимо знать, что Бог справедлив и что Он всегда будет поступать правильно, как бы трудно нам ни было это видеть в определённый момент. Или, опять же, одно дело знать, что Он - судья всего мира; гораздо важнее знать, что Он судит в соответствии с тем, что правильно, и в согласии с Самим Собой, что Он не осудит невиновного и не оправдает виновного. В отличие от языческих “богов”, истинный Бог не капризен. Он праведен – неизменно праведен. “Судия всей земли поступит ли неправосудно?” (Быт. 18:25). “Господь праведен посреди него, не делает неправды” (Софония 3:5).
Четыре аспекта Божественной праведности
Это рассмотрение – что Бог всегда действует в соответствии со Своей праведностью – проявляется в различных аспектах, и теологи (особенно старшего поколения) склонны представлять Божью праведность по крайней мере в четырёх категориях.
Всеобщая праведность
“Всеобщая” праведность Бога - это тот аспект Его натуры, который требует праведности от всех Его созданий. Возможно, именно об этом мы обычно думаем, когда говорим о Божьей праведности. Она связана с установлением законов и стандартов. Это “праведность, которую Бог проявляет как Правитель как добра, так и зла. В силу этого Он устанавливает в мире нравственное правление и навязывает людям справедливый закон, обещая награду послушным и угрожая наказанием непослушным”10. Проще говоря, поскольку Бог Сам праведен, Он требует того же от всех Своих созданий. Пуританский священник Томас Мантон называет это Божьей “законодательной” праведностью – Бога как законодателя11. Бог - это тот, кто устанавливает законы и отличает правильное от неправильного, и Он издаёт соответствующие законы (Пс. 98:4). Любое устройство, предназначенное для обеспечения справедливости в бизнесе, – весы – от Бога (Притчи 11:1; 16:11). Точно так же Бог питает отвращение к любому, кто “оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного” (Притчи 17:15). Он презирает тех, кто крадёт или обманывает других, не потому что это является нарушением каких-то абстрактных норм, а потому, что это противоречит и оскорбляет самого Бога, сама природа которого требует того, что истинно и праведно.
Более того, все требования, которые Бог предъявляет к нам, сами по себе справедливы (Пс. 118:144). Они не несправедливы; они правильны и необходимы как выражение Его собственной сущности.
Карательная праведность
Божья “карающая” праведность - это тот аспект Его натуры, который налагает наказание за всякую неправедность в Его творениях. Её по-разному называют “карающей”, “мстительной” или “карающей справедливостью возмездия”. Это связано с наложением наказаний за неспособность соответствовать Его праведности. Этот аспект Божьей праведности впервые был выражен в Эдемском саду: “в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2:17; ср. Втор. 27:26; Пс. 95:13; Иез. 18:4; Рим. 6:23; 12:19; Евр. 12:29). Это представление о божественном возмездии тем, кто нарушает Его праведные требования, знакомо каждому, кто читает Библию. И это не просто угроза: от Райского сада до Всемирного потопа, от Вавилона до Содома и Гоморры, от Египта до хананеев и пленения, Анании и Сапфиры - эта угроза оказалась реальной (ср. Рим. 1:18). Карающая праведность Бога находит своё окончательное выражение в вечном наказании нечестивых в аду.
Далее следует отметить, что целью Божьей карающей праведности не является преобразование или реабилитация (хотя иногда это может иметь такой эффект; см. Ездры 9:15; Плач Иер. 1:18). Скорее, Божья карающая праведность является именно такой – карающей, мстительной. Наказание за грех является функцией божественной праведности (Амос 5:24). Наказание и удовлетворение справедливости - это цель. Без наказания божественное правосудие не было бы обеспечено, и поэтому Бог “не оставляющий без наказания” (Исход 34:7). “Праведно пред Богом”, когда Бог наказывает нечестивых (2 Фес. 1:6). Грех должен быть наказан, и Божья праведность подтверждена.
Искупительная праведность
Из всего этого с необходимостью следует, что если Бог и искупит грешников, то только в том случае, если Он сможет сделать это праведно. Он не может обойти правосудие стороной (Исход 34:7). Конечно, Ему нет необходимости кого-либо спасать, поскольку в силу обстоятельств ни один грешник не заслуживает спасения. Но если Бог в милосердии и спасет, то только на основе удовлетворения Его праведных требований.
Именно на эту дилемму Евангелие должно дать ответ в первую очередь. Божья праведность (всеобщая праведность) требует праведности с нашей стороны, и она требует наказания за всю нашу неправедность (карающая праведность). Если требуется наказание за грех, как может грешник спастись?
На самом деле библейские авторы часто настаивают на том, что Бог спасает нас по праведности (Пс. 70:2; Ис. 45:21; 51:6 54:17; 61:10; ср. Пс. 50:16). Это ещё одно измерение Божьей праведности – Его “искупительная” праведность – тот аспект Божьей праведности, посредством которого Он обеспечивает праведность Своим грешным созданиям и Сам удовлетворяет их неправедность. Действительно, апостол Павел определяет Евангелие в этих терминах: Евангелие – это откровение Божьей праведности (Рим. 1:17). Евангелие, конечно, также является откровением Божьей любви и благодати, но оно обязательно является посланием о Его праведности. Удивительно, но Бог праведен в том, что прощает грехи (1 Ин. 1:9).
В этом, конечно, и заключается красота Евангелия. Бог не отказался от Своих справедливых требований. Напротив, Он “послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши” (1 Ин. 4:10; ср. Рим. 3:25; Евр. 2:17; 1 Ин. 2:2). В Господе Иисусе у нас есть всё, чего требует от нас Божья праведность. Он, безгрешный, занявший место грешников, принёс Себя в жертву и претерпел праведное проклятие за грех.
“Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою” (Гал. 3:13). “Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо” (1 Пет. 2:24) и тем самым удовлетворил требования правосудия в отношении нас. “Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21). “Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных” (1 Пет. 3:18). На кресте Христовом требования Божьей всеобщей и карающей праведности полностью удовлетворены, и в нашем Заместителе мы праведно прощены.
Теологи уже давно описывают эту сделку как великий “обмен”. Христос взял на Себя наш грех и дал нам Свою праведность. Он “сделал для нас жертвою за грех” (2 Кор. 5:21) и “сделался для нас премудростью от Бога, праведностью…” (1 Кор. 1:30; ср. Иер. 23:6; Фил. 3:9). По благодати наши заслуги стали Его заслугами, и поэтому Он умер, испытав на Себе праведный гнев, который мы заслужили. Но благодаря вере Его праведные заслуги стали нашими, и мы оправданы. Именно таким образом Божья праведность раскрывается в Евангелии. Удивительно, но Бог “оправдывает нечестивых” (Рим. 4:5). Бог является “праведным и оправдывающим верующего в Иисуса” (Рим. 3:26).
Вознаграждающая праведность
Вознаграждающая праведность связана с распределением вознаграждений в соответствии со справедливостью. Божья “вознаграждающая” праведность - это тот аспект Его праведности, посредством которого Он вознаграждает Своих созданий за совершенную ими праведность. “Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви” (Евр. 6:10). “Каждый получит от Господа по мере добра, которое Он сделал" (Еф. 6:8; ср. от Луки 19:11-27). Бог вознаграждает за праведность.
Любопытно, что Бог считает справедливым то, что вознаграждает Своих слуг за их верное служение. Это не просто вопрос доброты, но и вопрос справедливости. Когда мы повинуемся Ему и служим Ему, мы выполняем только то, что является нашим долгом (Луки 17:10). Всё, чем мы являемся, мы есть только “по благодати Божьей” (1 Кор. 4:7), и наша верность обусловлена только Его действием в нас (Флп. 2:13). Кажется странным, что Бог рассматривает наши награды как результат Своей справедливости.
Дело здесь не просто в том, что Бог чем-то обязан нам, но в том, что Он обязал Себя по отношению к нам Своим обещанием (Иак. 1:12). “Исполнение Своего слова - часть Его справедливости; обещанием Бог сделал Себя должником... Справедливо, что Бог платит то, что Он должен, и Бог должен то, что Он обещал; и поэтому это венец праведности, который Бог, праведный Судья, даст нам в тот день”12.
Хотя на Творце не лежит никакой главной и изначальной обязанности вознаграждать создание, созданное из ничего, и постоянно поддерживать Его и помогать в служении, которое оно оказывает, всё же это может быть второстепенной и относительной обязанностью. Он может пообещать вознаградить создание за служение; и, взяв на Себя обязательство вознаграждать за послушание, Его собственное слово устанавливает своего рода притязания... По словам Вициуса (”Заветы", I. i. iv), "Бог, согласно Своему обещанию, сделал Себя должником перед людьми"13.
Божья праведность, приносящая вознаграждение, - это тот аспект Его праведности, которым Он вознаграждает нас за послушание и служение, которых Он справедливо требует от нас и которые Он милостиво позволяет нам оказывать Ему. Иными словами, Бог вознаграждает нас, Своих слуг, именно за то, что Он приобрёл и безвозмездно предоставил. Несомненно, Он один достоин хвалы (Откр. 4:10).
Истина о Божьей праведности пугает грешников. Но когда эта праведность сочетается с Его благодатью (Пс. 84:11), это поистине счастливая истина.
Примечание: Это эссе взято из статьи Fred Zaspel, “Four Aspects of Divine Righteousness,” Reformation & Revival Journal, том 6, номер 4, зима 1997 года.
Сноски:
1 Harold G. Stigers, “цедек” в "Богословском словаре Ветхого Завета", (БСВЗ) под ред. R. Laird Harris. (Чикаго: Moody Press, 1980), том 2, стр. 752. Подробнее об обсуждении см. БСВЗ, стр. 752-55; Ceslas Spicq, Theological Lexicon of the New Testament, James D. Ernest, перев. (Peabody, Массачусетс: Издательство Hendrickson, 1994), том 1, стр. 318-361; Johannes P. Louw и Eugene A. Nida, Греко-английский словарь Нового Завета, основанный на семантических областях, (Нью-Йорк: Объединенные библейские общества, 1989), том 1, стр. 452-453, 744-745; Colin Brown, “Праведность” в Новом международном богословском словаре Нового Завета, Колин Браун, ред. (Гранд-Рапидс: Справочная библиотека регентства / Издательство Зондерван, 1986), том 3, стр. 352-373. Родственные слова в этом семантическом поле включают “правильный”, “праведный”, ”правомерность“, ”неподкупность“, ”справедливый“, ”правосудие“, ”оправдывать“, ”обоснование“ и ”суд".
Четыре аспекта Божественной праведности: ВсеобщаяКарающаяИскупительнаяВознаграждающая |
2 Louw и Nida, 452.
3 Augustus H. Strong, Systematic Theology (1907; переиздание, Олд Таппан, Нью-Джерси: компания Флеминга Х. Ревелла, 1979), 290.
4 William G. T. Shedd, Dogmatic Theology (1889; переиздание, Миннеаполис: Христианское издательство "Клок" и "Клок Клок Паблишерс", 1979), 364.
5 Euthyphro, in The Works of Plato, под ред. Ирвина Эдмана (переиздание; Нью-Йорк: Современная библиотека, 1956), 46, 48.
6 Проблема, которую признаёт Платон, там же, 40, 44-45 и т.д.
7 Цитируется по книге Heinrich Heppe, Reformed Dogmatics (1861; переиздание, Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1984), 97.
8 John Piper, The Justification of God (Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1993), 100.
9 Geerhardus Vos, Biblical Theology (1948; переиздание, Гранд-Рапидс: издательство В. Б. Эрдманса, 1977), 251.
10 Louis Berkhof, Manual of Christian Doctrine (1933; переиздание, Гранд-Рапидс: Издательство Wm. B. Eerdmans, 1978), стр. 68-69.
11 Полное собрание сочинений Томаса Мантона (переиздание; Лондон: Джеймс Нисбет и компания, 1872), 8:440.
12 Мантон, указ. соч., стр. 441.
13 Shedd, указ. соч., стр. 368.
Для дальнейшего чтения:
• Louis Berkhof, Systematic Theology
• John Gill, Complete Body of Doctrinal and Practical Divinity
• Thomas Manton, A Body of Divinity
• John Owen, Works of John Owen, том 19
• John Piper, The Justification of God
• William G.T. Shedd, Dogmatic Theology
Fred Zaspel - (Доктор философии Амстердамского свободного университета) служит пастором в Реформатской баптистской церкви во Франконии, штат Пенсильвания, адъюнкт-профессором систематического богословия в Южной баптистской теологической семинарии и ответственным редактором журнала Books At a Glance. Он является автором книг, а также опубликовал множество брошюр, статей и обзоров книг.
Это эссе является частью серии "Краткая теология".