“Настанут дни, когда вырастут виноградные лозы, - воображал Папий из Иераполя, - у каждой из которых будет по десять тысяч ветвей, и на каждой ветви по десять тысяч прутиков, а на каждом прутике по десять тысяч побегов, и на каждом из побегов по десять тысяч гроздей, и на каждой из гроздей по десять тысяч виноград, и из каждой виноградины, если её отжать, получится двести галлонов вина. И когда кто-нибудь из святых схватится за гроздь, другой воскликнет: “Я - лучшая гроздь, возьми меня; благослови Господа через меня”. Папий (60-120) был, пожалуй, первым послебиблейским автором, описавшим явленное тысячелетнее Царство Христа - Миллениум.
Ранний гностический еретик Керинф (около 100 г.) подробно описывал физические удовольствия Миллениума, включая “брачные” удовольствия, до такой степени, что это шокировало ортодоксов.
Некоторые ранние ортодоксальные христиане и христиане-еретики находили осязаемые, чувственные ожидания Миллениума непреодолимыми. Но по мере того, как христиане приобретали больше опыта в отношении этих ожиданий, они находили достаточные основания для беспокойства.
Первые премилленаристы
По мере того как годы превращались в десятилетия, а десятилетия - в столетия, становилось ясно, что, вопреки надеждам некоторых, Тысячелетнее царство началось не с воскресения Иисуса. Хотя некоторые современные учёные предполагают, что это могло вызвать тревогу, нет никаких свидетельств — ни во внутренних наставлениях, ни в ответах внешним критикам, — что это кого-то беспокоило.
Христиане регулярно молились о том, чтобы конец света был отложен. Похоже, что задержка просто не была проблемой. Те, кто ожидал наступления Тысячелетия, были уверены, что оно наступит. Вопрос был лишь в том, когда.
Шли годы, и те, кто думал о Тысячелетнем царстве, начали переосмысливать событие, которое положило ему начало. Если бы
... Читать дальше »