О заповеди "быть совершенным", истощении скрупулёзности и покое во Христе |
Когда я, наконец, осознала, что я перфекционистка, и это изменило мою жизнь, я рассказала об этом близкой подруге. Она рассмеялась. Для неё это было очевидно уже тогда, и, оглядываясь назад, я понимаю, что это очевидно и сейчас. Тем не менее, к тому времени, когда я осознала это, перфекционизм уже на протяжении десятилетий омрачал моё общение с Богом.
Психологи, изучающие перфекционизм, определяют его как склонность личности, характеризующуюся чрезвычайно высокими стандартами и чрезмерно критичной самооценкой. Эти две характеристики известны как “перфекционистские стремления” и “перфекционистские опасения”. Большинство перфекционистов не испытывают перфекционистских стремлений и озабоченностей во всех сферах жизни. Скорее, их перфекционизм сосредоточен на определённых областях, таких как спорт, работа, учёба, взаимоотношения, внешний вид или — как в моём случае и в случае многих христиан — духовность.
Я христианка-перфекционистка. Мой перфекционизм - это анти-Мидас, который при малейшем прикосновении омрачает события. Он искажает мой взгляд на прошлое. Хотя я знаю, что несправедливо ожидать от меня, скажем, в 19 лет, того, чтобы я вела бы себя так, как сейчас, когда я оглядываюсь назад, моим преобладающим чувством часто становится сожаление. Мне следовало больше заботиться, лучше знать, быть другой.
Перфекционизм заставляет меня также пересматривать свои решения. Это противоречит моим желаниям творить добро, и то, что когда-то было радостной, волнующей возможностью любить других, теперь омрачается неуверенностью в себе и вопросами. Правильно ли я поступаю? Такова ли на самом деле воля Божья? Что, если я принесу больше вреда, чем пользы?
В прошлом, когда я терпела большие неудачи и совершала большие грехи, я часто впадала в отчаяние. "Ты никогда не будешь достаточно хорошей. Ты фальшивка. Ты уверена, что ты христианка? Ты такая эгоцентричная, даже сейчас, когда ты якобы раскаиваешься". В настоящее время мой перфекционизм имеет тенденцию проявляться более тонко: чувство вины или тревоги на низком уровне скапливается у меня внутри, когда я пытаюсь отдохнуть; чувство в конце дня, что я не сделала всего, что должна была, даже когда я не уверена, чем именно пренебрегла.
Страх неудачи, размышления о прошлых ошибках, паралич принятия решений — учитывая, насколько мучительны проблемы перфекционистов, может показаться естественным сделать вывод, что наши стремления к совершенству сами по себе являются проблемой. То есть проблема перфекционистов в том, что мы хотим быть совершенными.
Именно это лежит в основе советов, которые обычно дают христианам-перфекционистам: "Вместо этого сосредоточьтесь на любви к другим. Больше верьте Евангелию. Будьте скромнее. Раскайтесь в своём перфекционизме. Просто перестаньте так стараться". Эти предлагаемые решения не только дополняют наши текущие списки того, что нам нужно изменить в себе — чтобы по-настоящему стать совершенными, нам нужно перестать быть перфекционистами, - но и подразумевают, что наша проблема заключается в ошибочном, возможно, греховном стремлении к совершенству.
Но так ли это на самом деле? Не правы ли мы, когда хотим быть идеальными? Является ли стремление к совершенству глупой затеей или, что ещё хуже, признаком угождения людям, гордыни или религии без Евангелия, как могут предположить некоторые? А может быть, за этим кроется что-то большее?
Много лет назад я наткнулась на редакционную статью теолога Д. А. Карсона, которая пролила столь необходимый свет на суть моего собственного перфекционизма. В книге “Перфекционизм”, опубликованной в журнале "Мелиос", Карсон описывает подлинных верующих, сосредоточенных на Христе, которые понимают и любят Евангелие, но всё ещё борются с отчаянием из-за своего греха. До этого я в основном слышала, что христиане называют перфекционизм гордыней или неверием в Евангелие. Но Карсон пишет о “разновидности” перфекционизма, которая не является вопросом эго или доктрины. Скорее, те, кто борется с этим типом перфекционизма, “чувствуют себя очень неуютно в своей борьбе [с грехом], потому что знают, что должны быть лучше”.
В этом суть борьбы христианских перфекционистов: мы должны быть лучше, и мы это знаем. По сути, мы не пытаемся законным путём заслужить своё спасение или заслужить похвалу людей. Напротив, стремясь изо всех сил следовать за Богом, мы ежедневно ощущаем тяжесть своих неудач в том, чтобы любить его и ближнего так, как следовало бы. Большинство христиан-перфекционистов, сгибающихся под тяжестью мучений совести, скорбящих даже о самых незначительных грехах и отчаянно желающих поступать правильно по отношению к Богу, стремятся к совершенству, заповеданному самим Богом (Мф. 5:48).
Итак, остаётся открытым вопрос: если решение не в том, чтобы перестать стремиться к совершенству, то что нам делать с нашими “перфекционистскими устремлениями”? Как мы можем стремиться к святости без постоянной неуверенности в себе, когда знаем, что снова согрешим? Как мы можем стремиться к повиновению Богу, не будучи парализованными страхом споткнуться? Как мы можем обрести мир и радость в отношениях с Богом, если мы продолжаем подводить Его?
Другими словами, как христианин-перфекционист может обрести покой?
Однажды Иисус обратился к тем, кто изнемогал в своём стремлении к Богу. “Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас”, - сказал он. “Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго Моё легко и ноша моя нетяжёлая” (Мф. 11:28-30).
Хотя этот отрывок часто используется для того, чтобы ободрить тех, кто устал в общем смысле, Иисус обращался к чему-то более конкретному и особо полезному для христианина-перфекциониста. В книге “Пришествие Царства” богослов Герман Риддербос объясняет, что слово "иго" использовалось в еврейской традиции для обозначения исповедания единобожия и обязательства повиноваться закону Божьему. Это иго “снималось”, когда человек становился евреем и когда он подчинялся закону.
Однако, работая в соответствии с суровыми стандартами, установленными еврейскими религиозными лидерами, слушатели Иисуса устали от того, что они считали требованиями Бога. Религиозные учителя того времени навязывали тяжёлое бремя и возлагали его на своих последователей, даже пальцем не пошевелив, чтобы помочь (Мф. 23:4). Зная это, Иисус говорит: "Возьмите заповеди Мои, ярмо Моё и ношу мою; научитесь у Меня".
Дважды в этом коротком отрывке Иисус обещает покой, возвращаясь к словам Бога, сказанным через пророка Иеремию: “Станьте на перекрёстке и посмотрите; спросите о древних путях, спросите, где находится добрый путь, и идите по нему, и вы найдёте покой для своих душ” (6:16, курсив мой). Где же этот древний путь? Этот добрый путь, по которому мы можем идти без усталости? Он со Мной, говорит Иисус. Покой, который обещает нам Иисус, - это тот покой, который Он даёт, и мы получаем его в отношениях с Ним.
Перфекционизм - сложная штука. Его причины разнообразны, и нет быстрого решения проблемы беспокойства, чувства вины и щепетильности, которые мучают нас. К счастью, Иисус знает об этом, поэтому Его слово к уставшим - не просто делать то-то и то-то. Оно связано с отношениями. Идите ко Мне. Учитесь у Меня. По мере того, как христиане-перфекционисты будут познавать Бога таким, каков Он есть на самом деле, мы обнаружим, что Он гораздо более милостивый, терпеливый, незлобивый, праведный и милосердный, чем мы, возможно, осмеливались полагать. И когда мы увидим, как щедро Он обращается с такими людьми, как мы, находящимися в процессе становления, наши души начнут обретать покой, в котором мы отчаянно нуждаемся (Пс. 115:7) [О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.]
Наш Спаситель не ругает нас за усталость и не стыдит за нашу вину. Он видит, как мы, подводя Его и терзаясь из-за этого, делаем всё возможное, чтобы следовать за Ним. Таким образом, Он с состраданием призывает нас: "Христианин-перфекционист, приходи". Обрети покой для своей души.
Faith Chang - автор книги "Мир превыше совершенства". Она служит в христианской церкви Грейс на Стейтен-Айленде и входит в редакционный совет SOLA Network. Эта статья была адаптирована из её книги.
|