Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Мессия, помазанный Духом (Марка 12:35-37)
В Евангелии от Марка 12 Иисус хорошо ответил Синедриону (еврейскому совету) и трём группам, которые пришли к Нему с вопросом — фарисеям, саддукеям и книжникам (Марка 12:13-34). После Его третьего ответа говорится: “после этого никто больше не осмеливался задавать Ему вопросов” (Марка 12:34). Однако это не означает, что с Иисусом было покончено.

Вопрос Иисуса о Мессии (Марка 12:35)

Хорошо ответив книжнику, Иисус повернулся к людям в храме и раскритиковал книжников (Марка 12:35-37), даже сказав: “остерегайтесь книжников” (12:38). Иисус задал Свой собственный вопрос относительно того, чему учили книжники:
Как книжники могут говорить, что Христос - сын Давида? (Марка 12:35, ESV)
Книжники были знатоками ветхозаветного закона. И Иисус только что имел дело с книжником, который пришёл к Нему в 12:28, спрашивая о том, какая заповедь является “самой важной” (ESV) или “первостепенной” (NASB). В ответ Иисус ответил: “возлюби Бога” всем своим существом и “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (12:30-31).

Но здесь, в 12:35, Иисус обращается к конкретному учению книжников относительно Христа. (Греческое слово Christos переводится как еврейский Мессия, оба значения означают “Помазанник”). Иисус не говорил, что книжники были неправы, утверждая, что Христос - сын Давида. Скорее, Он опирается на их правильную веру.

Это понятие “Помазанника” (Христа/Мессии) связано с ветхозаветными священниками, пророками и царями, помазываемыми елеем. В Ветхом Завете мы видим примеры того, как все три служения отделяются елеем. И Иисус исполняет все три служения. Таким образом, концепция Мессии в Ветхом Завете выходит за рамки какого-либо одного пророка или царя. Скорее, была надежда на одного человека, который воплощал в себе все три должности, — Мессию.

Что касается контекста, мы не должны упускать из виду деталь, согласно которой Иисус задал свой вопрос о книжниках “в храме” (Марка 12:35). Ранее Иисус поднял вопрос о Своей личности перед учениками наедине — “за кого почитают Меня люди?” (Марка 8:27). И Пётр ответил: “Ты Христос” (8:29). Но теперь Он публично поднял вопрос о Своей личности в храме.

На что ссылались еврейские учителя в Ветхом Завете, чтобы показать, что Христос был сыном Давида? Одним из самых ясных отрывков является 2 Царств 7:12-16, где Бог сказал царю Давиду:
Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.
Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим.
И будет непоколебим дом твой и царство твоё на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки
В каком-то смысле 2 Царств 7 повествует о сыне Давида Соломоне, который должен был построить Божий “дом” (храм). Но в другом смысле речь, несомненно, идет о будущем сыне Давида. Бог утвердил “семя” Давида, и Он был Ему “сыном” (“я”, ст. 14). Таким образом, царство Давида было бы установлено навсегда.

Иисус явно подходит под это описание. Как открывается Евангелие от Матфея, “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова” (Матфея 1:1). Матфей связывает Христа/Мессию с сыном Давида и показывает, что Иисус был сыном Давида по законной линии Иосифа. Иисуса даже назвали “сыном Давидовым” в Марка 10:47, где слепой нищий воскликнул: “Иисус, Сын Давидов! помилуй меня”.

Некоторые отрывки из Нового Завета даже конкретно отсылают к языку “семени” Давида во 2 Царств 7:12. Это видно из 2 Тимофею 2:8, где Павел говорит: “Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова (ἐκ σπόρματος ΔαυίΔ)”. Павел также говорит нам в Римлянам 1:3, что Иисус — “родился от семени Давидова по плоти (γενομένου ἐκ σπέρματος ΔαυὶΔ)”.

Господь Давида в Псалме 109 (Марка 12:36-37)

Возвращаясь к Марка 12, мы видим, что Иисус готовил почву для Своего вопроса. Сначала Он спросил, почему книжники назвали Христа “сыном Давидовым”. Затем Он процитировал Ветхий Завет, сказав:
Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? (Марка 12:36-37, цитата из Псалма 109:1)
Иисус сказал, что Давид сказал это “Духом Святым”, показывая, что Бог выдохнул Своё Слово через авторов Библии (2 Тимофею 3:16). Как сказал Давид во 2 Царств 23:2: “Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня”. Пётр сказал нечто подобное в Деяниях 1:16 — “в Писании предрек Дух Святый устами Давида”.

Иисус в Марка 12:36 цитировал первый стих 109-го Псалма, одного из самых известных Псалмов. И точка зрения Иисуса зависела от того, что автором этого псалма был человек Давид. Авторство Давида в 109-м Псалме оспаривается некоторыми современными учёными, но надстрочный текст в верхней части 109-го Псалма гласит: “Псалом Давида”, и Иисус подтверждает авторство Давида (предполагая, что надстрочные тексты на самом деле верны или даже богодухновенны). Давид должен быть автором Псалма 109, чтобы донести мысль Иисуса, поскольку именно Давид имеет в виду своего Господа — “Сказал Господь Господу”.

Псалом 109 - это псалом о царствовании Мессии. В нём упоминается “жезл” и говорится: “господствуй среди врагов Твоих!” (ст. 2). Но это священническое правление — “Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (ст. 4). Таким образом, мы видим, что Мессия является одновременно священником и царём. В более ранней ветхозаветной истории Псалом 109 исполнялся при вступлении в должность царей Израиля. Но речь явно шла о будущем Мессии. Псалом 109 на самом деле является наиболее цитируемым отрывком из Нового Завета, цитируемым или упоминаемым 33 раза, включая 1 Коринфянам 15:25, где Павел ясно называет Иисуса Мессией из Псалма 109 - “Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои”.

Еврейский текст Псалма 109:1 гласит следующее: “Господь [ЯХВЕ] говорит моему Господу [Адонаю]”. Итак, у нас есть псалом Давида о том, как Яхве обращается к Господу Давида. Кто этот Господь Давида? В Марка 12:37 Иисус заметил, что “сам Давид называет Его Господом”, имея в виду Мессию (Псалом 109:1). Затем Иисус задаёт вопрос: “как же Он Сын ему?” Другими словами, как Мессия может быть сыном Давида?

Теперь Иисус не даёт нам ответа. По крайней мере, то, что написано здесь, в Марка, 12, является риторическим вопросом. Ответ подразумевается. Если Давид говорит о том, что Яхве обращается к “Господу” Давида, и этот Господь - Мессия, тогда Мессия больше Давида. Мессия - это нечто большее, чем сын Давида. Мессия также является Сыном Бога. Таким образом, Иисус преподаёт тринитарную теологию в Марка 12.

Тринитарная теология Иисуса

Однако Псалом 109 также полон тринитарной теологии. Ибо у нас есть Бог, говорящий Мессии воссесть одесную Бога (ст. 1). Затем Бог провозгласил Мессию священником — “Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (ст. 4). Мессия находится одесную Бога, и вместе они судят народы (ст. 5-7).

Итак, Псалом 109 не объясняет всего происходящего. Но здесь мы читаем это в сочетании со 2 Царств 7, где Мессия назван сыном как Давида, так и Бога. И теперь Псалом 109 идентифицирует Мессию как Господа Давида. Итак, Мессия - сын Давида, Господь Давида и Сын Божий. Вместе эти отрывки утверждают Мессию как часть Триединого Божества. Бог-Отец обращается к Богу-Сыну, Мессии. И, как отмечает Иисус (Сын), Святой Дух говорит через Давида, чтобы записать это (Марка 12:36).

К тому времени, когда Иисус учил этому в Марка 12, евреи поняли, что Мессия - это сын Давида. И мессианская связь с Иисусом очевидна. Поэтому неудивительно, что раввинистическая литература после Иисуса старалась избегать связи сына Давида с Мессией. Евреи даже перестали толковать Псалом 109 мессиански примерно через 200 лет после прихода Иисуса. Но позже, около 250 года нашей эры, они возобновили мессианскую интерпретацию. К тому времени церковь и еврейская синагога чётко разделились.

Мы уже упоминали, что Мессия был помазан как пророк, священник, царь. Но есть также отрывки, говорящие о том, что Мессия был помазан — не елеем, а Духом Божьим. 1 Царств 16:13 связывает помазание елеем и пребывание Духа, говоря: “И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после”.

Исаия 61:1 связывает Дух и помазание: “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы". Иисус процитировал этот отрывок в Луке 4:18, а затем сказал синагоге: “ныне исполнилось писание сие, слышанное вами”.

В Деяниях 10:38 прямо говорится, что Иисус помазан Духом Божьим: “как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним” (и помазание было связано с крещением Иоанна в предыдущем стихе, Деяния 10:37). Говоря о Христе (Иоанна 3:28), Иоанн Креститель сказал: “ибо Тот, Которого послал Бог говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа” (Иоанна 3:34).

Следовательно, Иисус — обетованный Мессия Ветхого Завета - пророк, священник и царь. Он был помазан Духом Божьим для выполнения Божьей работы, которая произошла в Его крещении в Марка 1:9-11 (также от Матфея 3:16). И Его помазание Духом привело Иисуса к исполнению Его обязанностей пророка, священника и царя в Его жизни, смерти и воскресении. Иисус - сын Давида. Но Он также и Господь Давида. И это потому, что Он - Сын Божий, принявший плоть в лице Христа.

Иисус Христос - единственный посредник между Богом и человеком. “Почему нашего посредника назвали Христом?” - спрашивается в Вестминстерском большом катехизисе. “Наш посредник был назван Христом, потому что Он был помазан Святым Духом сверх всякой меры; и поэтому был отделён и полностью наделён всей властью и способностями, чтобы исполнять обязанности пророка, священника и царя Своей церкви, в состоянии как Его унижения, так и возвышения” (WLC 42; ср. WCF 8.1, 3).

Помазан Духом на страдания и смерть

Как Мессия, это означает, что Иисус пришёл спасать. Он пришёл возвещать Слово Божье, Евангелие Царства. Но Он также пришёл, чтобы принести Царство, что Он и сделал, исполнив Ветхий Завет. Он пришёл, чтобы стать последней жертвой за грех. Все эти окровавленные козлы и быки, ежедневные жертвоприношения, День искупления, совершаемый раз в год, — всё это указывало на тот день, когда Иисус умер на кресте. Иисус Мессия был помазан на смерть. Он был уполномочен Духом Божьим пострадать за нас, и Он был уполномочен воскреснуть из мертвых, гарантируя наше будущее воскресение.

После того, как Иисус задал свой вопрос в Марка 12:37 о том, что Христос является сыном Давида, там говорится: “И множество народа слушало Его с услаждением”. Толпа “услаждалась” учением Иисуса. Некоторым в толпе, несомненно, нравилось учение просто потому, что Иисус произвёл на них впечатление. Иисус должен произвести на нас впечатление. Но недостаточно быть впечатлённым Им. Мы также должны принять Его.

Принять Иисуса как своего Мессию - вот что приносит истинную радость в жизнь. Как только мы примем Иисуса, мы сможем сидеть у Его ног и наслаждаться Его Словом — наслаждаться чтением его, изучением его, слушанием, как ему учат. Не просто наслаждайтесь интеллектуальной стимуляцией от слушания Иисуса и изучения Его Слова. Но пусть Иисус Христос будет вашим Господом, точно так же, как Он был Господом Давида.

Zachary Garris

Категория: Библия | Просмотров: 82 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | KnowingScripture.com |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: отец, Христос, сын, мессия, Давид, Дух, Псалом, книжники
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [335]
Статьи [2614]
Разное [653]
Библия [313]
Израиль [301]
Новости [582]
История [725]
Картинки [383]
MorningStar [1244]
Популярное [201]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [912]
Миссионерство [328]
It's Supernatural! [760]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 48
500

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024