В своей дебютной статье доктор Люси Пеппиатт задаётся вопросом, почему Иисусу нужно было нечто большее, чем Святой Дух, чтобы утешить Его в пустыне |
Забавно, как идея ангелов вошла в народное воображение. Даже те, кто не верит в Бога или никогда не читал Библию, часто готовы поверить, что ангелы существуют и что они каким–то образом посланы присматривать за человеческими существами - возможно, ангелы-хранители, присматривающие за нами.
В Евангелии от Матфея нам рассказывается, что Иисус провёл 40 дней в пустыне без пищи, без крова и, предположительно, без возможности искупаться. Возможно, Он испытывал странную духовную бодрость, которая приходит во время поста, но мы можем предположить, что Он также был физически уставшим, голодным, грязным и запыленным. Матфей заканчивает повествование словами: “Тогда оставляет Его диавол, и се, ангелы приступили и служили Ему” (4:11).
Эти ангелы-служители вызывают много вопросов. Что они делали для Иисуса, когда служили Ему? Они принесли еду и воду? Они искупали и переодели Его? Успокаивали ли они Его эмоционально, молились ли вместе с Ним, или даже пели ли Ему? Мы не можем знать точно, но этот стих демонстрирует нечто глубокое о природе и домостроительстве Божьем.
Заботливое присутствие
Одна из вещей, которую я нахожу интересной, заключается в том, что ангелы являются дополнением к присутствию Духа. Иисус уже получил Духа при Своём крещении (Матфея 3:16) – с ним был Утешитель, чтобы Он мог укрепиться перед испытанием в пустыне.
И всё же Бог-Отец оставил Ему не только это. Благодаря дару присутствия ангелов Иисусу было дано нечто более осязаемое. Бог мог бы послать воронов, чтобы они приносили Ему пищу и воду, или обеспечить пропитание другим способом, но вместо этого Он послал ангелов. О чём это нам говорит?
Во-первых, это ещё одно окно в полностью человеческую природу Иисуса Христа. Божественный Сын, придя на землю, никогда не переставал быть Божественным Сыном. У Него сама природа Бога, и всё же Он решил прожить Свою жизнь на Земле точно так же, как мы живём свою, но без греха.
Он испытал на Себе все физические слабости, естественные порывы, хрупкость, боль и нужду, присущие человеческому состоянию. Мы можем предположить, что 40 дней, которые Он провёл голодным и измученным в пустыне, были для Него таким же наказанием, как и для вас или меня.
Я всегда склонна думать об Иисусе как о сильном. Он - тот, кто укрепляет, утешает и идёт рядом с овцами, чтобы спасать, выручать и исцелять. Он - скала, на которую мы опираемся. И всё же в пустыне Бог послал ангелов позаботиться о Нём.
Мы мало что знаем об ангелах из Библии. Мы знаем, что они могут казаться нам очень похожими на людей или более божественными. Мы знаем, что они являются посредниками между нами и Богом, и что Бог обычно посылает их человечеству в качестве посланников ("ангел" иногда переводится как "посланник’). Однако в данном случае они играли заботливую и защитную роль.
В пустыне мы видим, как Сам Бог принимает служение
Мы знаем, что ангелы могут заботиться и защищать, о чём дьявол напомнил Иисусу в Матфея 4:6, насмехаясь над Ним цитатой из Псалма 90: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею”. Псалом 90 – это песня, которая больше, чем любой другой псалом, выражает обещание Божьей защиты: “За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё” (стихи 14-16).
Несомненно, это должно быть верно для возлюбленного Сына Божьего, и всё же, когда дело доходит до смертельной опасности на кресте, Псалом 90 "работает" не так, как кажется обещанным. Конечно, Сын мог бы призвать Своего Отца снова послать ангелов, чтобы спасти Его от смерти, но Он этого не сделал. Отец, Сын и Святой Дух согласились, что Он пройдёт через смерть и восторжествует над ней ради всего мира. Ангелы пришли позже, и женщины нашли их ожидающими у пустой могилы. Что это говорит нам о Боге и о нас самих?
Признание наших слабостей
Мы знаем, что мы, подобно Иисусу, не избавлены от испытаний и тягот жизни. Мы часто оказываемся в пустыне, но в Евангелии от Матфея мы видим Божью готовность заботиться и защищать даже тогда, когда мы сталкиваемся с трудностями. Иисус говорил о Себе как о “служащем” (Луки 22:27), но в пустыне мы видим самого Бога в Сыне, принимающего служение.
Мы видим, как практика служения вплетена в ткань Вселенной, где Бог-Отец и Бог-Дух послали ангелов служить Богу-Сыну. Это означает, что мы не всегда должны быть стоиками и храбрыми, но также можем получать помощь, когда нам это нужно.
Иногда мы думаем, что быть храбрым - это добродетель. Если мы не сдаёмся под давлением, значит, мы сильны. С христианской точки зрения, мы могли бы подумать, что это демонстрирует, насколько мы тверды в своей вере. Но Бог заботится о нас в нашей уязвимости и нужде – и обещает, что в нашей слабости Он является нашей силой. Нам не нужно доказывать, что мы не слабые, мы просто должны быть слабыми, и Он поможет. Даже Иисус признавал, что нуждается в заботе.
Эта история также говорит мне о том, что нам не нужно убеждать себя в том, что присутствие Духа Божьего - это всё, что нам нужно. Иногда мы нуждаемся в тварном утешении от присутствия рядом с нами других людей. Бог знает, что мы люди, жаждущие физического присутствия других существ и телесного комфорта от того, что о наших измученных, уставших, голодных, избитых душах и телах заботится кто-то другой.
Вред, который может быть нанесен нашему разуму, сердцу и эмоциональному благополучию недостатком физического прикосновения, хорошо задокументирован среди младенцев и детей младшего возраста. Физическое прикосновение, такое как объятия людей, которые любят нас и заботятся о нас, так же важно для исцеления наших душ, как и присутствие Духа Божьего. Если Иисус нуждался в этом после Своего испытания, то насколько больше мы должны заботиться о себе и получать заботу от других в трудные времена?
Доктор Lucy Peppiatt - теолог-систематик и директор WTC, где она ведёт занятия по христианской доктрине и духовному становлению. Она автор книг об ученичестве, женщинах в Библии и человечестве, созданном по образу Божьему. Она живёт в Бристоле, где она и её муж Ник Кроули являются пасторами церкви Кросснет.
|