Одним из наиболее запутанных отрывков Библии является рассказ о Сауле и женщине в Аэндоре (1 Царств 28). Это тревожный отрывок, потому что действие происходит в трудный период жизни Израиля, когда царь Саул обращается за помощью к медиуму. Более того, это вызывает недоумение, потому что пророк Самуил, по-видимому, восстаёт из мёртвых и общается с Саулом.
Изучая этот текст, мы хотим задать несколько вопросов. Во-первых, действительно ли этот медиум вернул Самуила к жизни, или это был какой-то демонический самозванец? Во-вторых, что имеет в виду воскресший Самуил, когда говорит, что вскоре Саул и его сыновья “будут со мной” (ст. 18)? Прежде чем пытаться ответить, нам сначала нужно взглянуть на предысторию этого отрывка, чтобы понять его более полно.
Краткий обзор повествования
Повествование начинается с напоминания о том, что пророк Самуил умер, и весь Израиль оплакивал его. Далее автор сообщает нам, что царь Саул изгнал всех медиумов и спиритистов из земли Израиля (1 Царств 28:3). Это был тот тип людей, которые стремились общаться с умершими, и цель этого напоминания состояла в том, чтобы сообщить читателю, что Саул был хорошо осведомлён о том, что Тора говорит о таких людях.[1]
Согласно Левит 19:31, тот, кто обращался к медиумам или некромантам, был нечист, и поэтому Яхве запретил Своему народу советоваться с ними. Кроме того, если бы человек обратился к медиуму, Яхве отвернулся бы от него и истребил его из народа завета (Левит 20:6). Израилю было велено не вести себя подобно окружающим их язычникам, когда они вступали на землю, включая медиумов-консультантов, которые были мерзостью перед Господом (Второзаконие 18:11-12). Саулу были ясны эти предупреждения, и с самого начала у него появилось побуждение почитать Господа, и он удалил их из Израиля. Однако времена изменились.
Армия филистимлян приблизилась и угрожала народу завета, что встревожило царя (1 Царств 28:4-5). Он не мог посоветоваться с Господом ни одним из законных способов, поэтому в отчаянии он искал тех самых людей, которых изгнал. Он спросил о медиуме, и его отправили в дом женщины в Аэндоре (ст. 7). Переодетый Саул встретился с этой женщиной и попросил её “вывести” пророка Самуила. Женщина знала о законах этой страны и о том, что Саул запретил людям её вида заниматься колдовством (ст. 8-9). После обещания Саула, что Господь не накажет её, она попыталась вывести Самуила, и, к её собственному удивлению, он действительно вернулся к жизни! (ст. 10-12). Обмен репликами между Самуилом и Саулом в этот момент напоминает предыдущие беседы. Саул спросил Самуила, что делать с филистимлянами, и Самуил в ответ напомнил Саулу, что Господь отошёл от него и отдал царство Давиду из-за непослушания Саула. Затем Самуил сказал Саулу, что он и его дети умрут в битве и будут “с” Самуилом (ст. 16-19).
Как мы понимаем этот текст?
Возвращаясь к нашим предыдущим вопросам, как нам следует подходить к этому отрывку?
Во-первых, мы должны воспринимать этот рассказ как прямой. Другими словами, нет никаких оснований отрицать, что это действительно пророк Самуил, восставший из мёртвых для беседы с Саулом. Хотя возможно, что это демонический двойник, созданный медиумом, это маловероятно. Во-первых, обратите внимание на шок женщины в самом тексте. В тексте говорится, что она “громко вскрикнула” (תִּזְעַ֖ק) громким голосом (1 Царств 28:12). Этот термин несёт в себе значение стенания или эмоциональной муки.[2] Это не реакция того, кто привык это видеть. Во всяком случае, она встревожена тем фактом, что Самуил действительно вернулся. Более того, крайне маловероятно, что она могла бы иметь какую-либо власть над умершим святым.[3] Идея о том, что человек, практикующий колдовство, может воскресить верующего, который находится дома с Господом, из мёртвых для своих собственных целей, противоречит учению Библии. Вместо этого нам следует рассматривать это как пример, когда Бог, следуя Своему суверенному замыслу, повелел Самуилу вернуться, чтобы он в последний раз пророчествовал о падении и отвержении Саула.
Во-вторых, мы не должны придавать слишком большого значения фразе “будете со мною” (ст. 19). Некоторых смутила эта фраза “будете со мною”, потому что Самуил с Господом. И поскольку он говорит, что Саул будет с ним, значит, Саул, должно быть, отправляется на небеса с Господом. Однако текст не требует, чтобы мы читали его таким образом, и есть способ прочитать это, который не требует вопросов о духовном состоянии Саула. В данном случае Самуил всего лишь говорит, что завтра Саул будет мёртв. Самуил был мёртв — или находился в царстве мёртвых, — и Саул и его сыновья присоединятся к нему в этом царстве. Будут ли они с Господом или вдали от присутствия Господа - это другой вопрос, который в тексте не рассматривается.
Вывод
Один из распространённых вопросов, который задают люди, заключается в том, был ли Саул истинно верующим. Надежный ответ заключается в том, что Библия никогда не затрагивает этот вопрос. Мы можем обратиться к определённым отрывкам, которые могут подразумевать то или иное, но в конечном счёте мы не знаем эту сторону небес. Однако одно мы можем сказать точно: Саул является примером того, чего не должен делать христианин. Саул олицетворял собой человека, который знал, что правильно, но решил поступать неправильно. Саул знал, что повелел Бог, и всё же в отчаянии он решил ослушаться Господа. Царь Саул должен научить нас, что, даже если это может стоить нам дорого или доставлять неудобства, мы всегда должны следовать воле Господа — даже если мы не до конца понимаем её. Наше упование должно быть на Яхве, а не на наше собственное понимание (Притчи 3:5-6).
[1] Eugene Merrill “1 Царств”, в комментарии к знанию Библии: Ветхий Завет, под редакцией Джона Уолворд и Ройя Б. Цук (1985), 454; Питер Р. Экройд, “Первая книга Самуила”, в Кембриджском библейском комментарии (1971), 211.
[2] James Swanson “Словарь библейских языков с семантическими областями: иврит (Ветхий Завет)” (1997).
[3] Robert D. Bergen “1 и 2 Царств”, New American Commentary (1996), 267.
*Изображение является общественным достоянием. Уильям Сидни Маунт, "Саул и ведьма Аэндора", 1828, холст, масло, 36 x 48 дюймов (91,3 x 122,0 см), Смитсоновский музей американского искусства, подарок корпорации International Business Machines, 1966.48.1
Sean McGowan служит пастором Вестминстерской пресвитерианской церкви (PCA) в Таллахасси, штат Флорида. Он автор книг "Псалмы, которые проклинают: краткий учебник" и "Крещение младенцев: вводное окропление для прихожан". Он имеет учёные степени Университета Либерти (бакалавр религиоведения и библеистики) и Реформатской теологической семинарии (магистр богословия).
|