Книга Чисел известна многочисленными восстаниями Израиля, включая восстание Корея (Числа 16:1-50). Аарон и Мариам восстали против Моисея, но теперь восстали и другие лидеры Израиля. Среди этих лидеров были Корей (каафитянин из колена Левия), Дафан, Авирон, Авнан (из колена Рувима) и 250 выдающихся вождей Израиля, которых они собрали (Числа 16:1-2).
Эти люди бросили вызов авторитету Моисея и Аарона. Они процитировали, что “все в собрании святы”, и спросили, почему они “превозносят себя над собранием Яхве” (Числа 16:3, все последующие переводы мои).
Основание для жалобы Корея
Будучи сыном Каафа, Корей был левитом, служившим в скинии (Числа 4:1-20; 7:9; 10:21). Корей также был двоюродным братом Моисея и Аарона, чей отец Амрам также был сыном Каафа (Исход 6:16, 18, 20; ср. Числа 16:1). Однако Корей восстал, потому что он не был священником, как Аарон и его сыновья. Корей продемонстрировал отсутствие удовлетворённости Божьим призванием и вместо этого возжелал должности священников. По иронии судьбы, Корей хотел сделать именно то, что, как предупреждал Бог, приведет к гибели каафитов, а именно приблизиться к святыням (Числа 4:17-20).
Теологические аргументы Корея были плохим использованием логики. Он исходил из истины, что все израильтяне в некотором смысле святы (Исход 19:6), и пришёл к выводу, что все израильтяне, включая его самого, должны быть священниками. Однако это явно нарушало Божье повеление о том, что священники происходят от сыновей Аарона. Утверждение Корея сродни утверждению о том, что поскольку все христиане в некотором смысле являются “священниками” (1 Петра 2:9; ср. Исход 19:6), то пасторами могут быть все, включая женщин. Однако Писание запрещает именно это (1 Тимофею 2:12).
Осуждение Корея
Моисей велел Корею и остальным взять кадильницы и зажечь в них огонь утром, так как Господь покажет им, кто “свой” и “святой” (Числа 16:5-7). (Павел цитирует 16:5 [LXX] во 2 Тимофею 2:19 относительно лжеучителей). Мятежники сказали, что Моисей и Аарон зашли слишком далеко, но Моисей сказал, что на самом деле это левиты зашли слишком далеко (16:3, 7). Моисей спросил Корея и его мятежников, не является ли назначенное Господом служение в скинии “слишком незначительной” задачей для них (16:8-9). Затем он спросил: “Вы тоже стремитесь к священству?” (16:10). Моисей указал, что “собрание” Корея — в отличие от “собрания” Израиля (16:9) — не просто “роптало” на Аарона, но восстало “против Яхве” (16:11).
Моисей призвал Дафана и Авирона, сыновей Елиава, из колена Рувимова (Числа 16:1), но они отказались прийти (16:12). Они даже спросили, было ли “мелочью” то, что Моисей сделал себя правителем и вывел их из “земли, текущей молоком и медом” — иронически назвав Египет истинной Землей Обетованной, — чтобы вместо этого умереть в пустыне (16:13-14).
Понятно, что Моисей был разгневан, и он попросил Бога пренебречь их приношением (Числа 16:15). Затем Моисей велел Корею предстать перед Господом со своими кадильницами у входа в шатер собрания, и там явилась Божья слава (16:16-19). Бог хотел уничтожить общину Корея, и Он призвал Израиль уйти от домов Корея, Дафана и Авирона (16:21-24).
Таким образом, Израиль отошёл от шатров “этих нечестивых людей”, и Дафан и Авирон, их жены и дети вышли вместе с ними (Числа 16:25-27). Затем земля разверзлась и поглотила их, в то время как огонь Яхве поглотил 250 человек с кадильницами (16:31-35). Это показало, что Моисей действительно был послан от Господа (16:28-30). Затем Бог объявил бронзовые кадильницы “святыми” и сказал, что их следует вбить в покрытие алтаря в качестве “знамения” и предупреждения людям (16:36-40). (Псалмопевец связывает восстание в пустыне в Числах, включая восстание Корея, с инцидентом с золотым тельцом в Псалме 105:14-19.)
Выжившие сыновья Корея
В Числах 16:32 говорится, что земля поглотила дом Кореевых и “всех мужчин, которые [принадлежали] Корею”. Однако в Числах 26:11 ясно сказано, что “сыновья Кореевы не умерли". Об этом свидетельствует более позднее Писание, поскольку “сыны Кореевы” также написали несколько Псалмов (Псалтирь 41; 43-48; 83; 84; 86; 87; ср. 2 Паралипоменон 20:19). И Самуил был даже потомком Корея через его сына Авиасафа (1-я Паралипоменон 6:33-37). (Исход 6:24 сообщает нам, что сыновей Корея звали Асир, Елкана и Авиасаф.)
Это означает, что сыновья Корея последовали повелению Моисея “удалиться” из шатра Корея, чтобы не быть уничтоженными из-за его греха (Числа 16:25-26). Вместо того чтобы последовать за своим земным отцом Кореем, эти сыновья последовали за назначенным Богом вождем Моисеем. Таким образом, они не ходили в грехах своего отца, и Бог не считал, что они действительно принадлежат Корею. Вместо этого они встали на сторону Моисея и общины Израиля и таким образом остались верны Господу.
Милость Господня
Это замечательный пример милости Господа к тем, кто раскаивается в грехах своих отцов. Бог говорит, что Он “ни в коем случае не очистит виновных, наказывая беззаконие отцов на сыновьях до третьего и до четвертого [поколения]” (Числа 14:18; ср. Исход 20:5-6; 34:6-7; Второзаконие 5:9). Однако Он также говорит, что сыновья не должны быть “преданы смерти” за грехи своих отцов (Второзаконие 24:16; ср. 2 Царств 14:6; 2 Паралипоменон 25:4).
Эти отрывки часто противопоставляются друг другу как противоречия. Но это не так. Скорее, эти тексты Библии дополняют друг друга, уча, что Бог будет судить детей нечестивых до тех пор, пока дети ходят в тех же грехах. Бог может судить род на протяжении многих поколений, но каждый умирает за свой собственный грех, а не за грехи своего отца. Однако, если дети нечестивого человека раскаются в своих грехах и обратятся к Господу, тогда Он проявит к ним Свою милость.
Да, Бог наказывает “беззаконие отцов на сыновьях до третьего и до четвертого [поколения]”. Но Он также “милостив” и “прощающий” (Исход 34:7; Числа 14:18). И Он проявляет “непоколебимую любовь” к тем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди (Исход 20:6). Это история о сыновьях Кореевых. Пусть мы последуем их путём.
Zachary Garris
|