«Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?»
Удивительно читать во 2 Петра 3:12, что наступление судного дня может быть ускорено. Может ли быть правдой, что поведение христиан может ускорить (или отсрочить) наступление дня Божьего? Каким образом они могут это сделать? И что это значит для идеи всевластия Бога? Разве Он не принимает решения о “временах” без какого-либо участия с нашей стороны и нашего поведения?
Вся глава 2 Петра 3 посвящена возвращению Христа. Используются два термина: “пришествие” (иногда оставляется непереведённым как “парусия”, 2 Петра 3:4) и “день” (2 Петра 3:10). “День” здесь - это “день Божий”, а не обычный “день Господень”. “День Божий” также упоминается в Откровении 16:14. Вероятно, это появляется здесь потому, что “день Господень” встречается в предыдущих стихах трижды, и поэтому хороший стиль требует изменения терминологии. [Это видно также по употреблению слов “Бог” и “Господь”: во 2 Петра 3:3-7 используется “Бог”, Во 2 Петра 3:8-10 используется “Господь”, во 2 Петра 3:11-13 используется “Бог”, а во 2 Петра 3:14-16 сначала используется “Господь”, а затем “Бог”. По-видимому, происходит преднамеренное переключение между синонимичными терминами].
Этот “день Божий” будет отмечен разрушением “небес” огнём, включая расплавление “стихий”. Нам не говорят точно, каков будет механизм этого процесса, но ясно, что он вызван “днём Божьим” и, следовательно, не является природной катастрофой или чем-то, вызванным человеческой беспечностью. Бог уничтожит старые небо и землю, говорится в Откровении 21:1, подготавливая путь для нового неба и новой земли (о которых упоминается во 2 Петра 3:13). Пётр упоминает об этом событии не для того, чтобы напугать христиан, а чтобы напомнить им, что всё, что делается или строится на этой земле, преходяще. Следовательно, жизнь в радикальном послушании Богу приносит единственные долговременные дивиденды, и этот “день” - время, когда они получат эти награды.
Христиане должны “ожидать с нетерпением” или “выжидательно наблюдать” за этим днём. Это означает держать это в своём сознании и жить в свете этого. Для авторов Нового Завета эсхатология определяла этику. То есть то, во что человек верил относительно возвращения Христа, определяло то, как он жил. Если бы у людей было живое ожидание, которого хочет от них Пётр, тогда они жили бы святой жизнью, каковы бы ни были непосредственные последствия, ибо они были бы настолько уверены в конечной награде, что временные потери не имели бы никакого значения.
Однако христиане также должны “желать” или “ускорить” наступление этого дня. Сам Иисус велел Своим последователям молиться об этом дне, ибо в молитве Господней есть строка “Да приидет Царствие Твоё”. Кроме того, церковь молилась “Марана фа” (1 Кор. 16:22), переведенная в Откровение 22:20 как “Приди, Господь Иисус”. Но Пётр, вероятно, имеет в виду нечто большее, чем молитву. Существовала сильная еврейская традиция, основанная на Исаии 60:22 (в Септуагинте используется то же слово, обозначающее “ускорение”, что и здесь), согласно которой пришествие Мессии было задержано грехами людей и что покаяние ускорит этот день. Пётр, похоже, согласен с этим. На протяжении всего письма он говорил о святости. В стихе, непосредственно предшествующем этому, он призывает людей к “святой жизни и благочестии” (2 Петра 3:11), а двумя стихами позже он резюмирует: “потщитесь явиться пред Ним неосквернёнными и непорочными в мире” (2 Петра 3:14). Следовательно, здесь говорится о том, что святость христиан одновременно выражает их ожидание этого дня и ускоряет Его наступление.
Если христиане имеют такое большое влияние на сроки пришествия Христа, что это значит для Божьего суверенитета? Пётр уже объяснил это. Во 2 Петра 3:8-9 он заявил, что Бог терпелив; время в наших терминах не является для него проблемой. Его проблема в том, что он не хочет, чтобы “кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. Особое внимание во 2 Петра уделяется христианской общине, которая в настоящее время осквернена грехом. Бог суверенен, и в Своём суверенитете Он решил привести как можно больше людей к покаянию и послушанию. (Пётр не объясняет, какие факторы заставят Бога окончательно положить конец Его усилиям). Он решил принять во внимание человеческий выбор при определении времени возвращения Христа. Что это означает для христиан, так это то, что если они действительно желают пришествия Царства, им лучше всего приступить к покаянию и святой жизни, чтобы сотрудничать с Богом в подготовке к концу.
У нас от Петра захватило дух. С одной стороны, видение земли, которую мы знаем, превращающуюся в огненный шар вместе со всеми достижениями и памятниками человеческой культуры, подрывает нашу безопасность в той степени, в какой мы живем в эту эпоху. С другой стороны, идея о том, что наша жизнь, в той мере, в какой она священна, может ускорить пришествие Христа и, таким образом, весь распорядок Вселенной, порождает чувство удивительной, смиряющей привилегии. Пётр надеется, что вместе эти образы подтолкнут христиан к ожиданию возвращения Христа и святой жизни, что на самом деле ускорит его, ибо такова святая суверенная воля Бога.