Эмпатия затрагивает базовую человеческую потребность в том, чтобы другие чувствовали себя ценными и понятыми. Трудно, если не невозможно, перейти на более высокий уровень взаимодействия с людьми, если они не чувствуют уважения. Чуткий настрой может привести к некоторым из самых позитивных, преобразующих событий в жизни, особенно когда другие поначалу диаметрально противоположны вам. Вы увидите, как меняется их взаимодействие по мере того, как они ощущают ваше непредвзятое желание понять их.
Удивлён сочувствием
Некоторое время назад у меня в офисе была назначена встреча с руководителем банковского учреждения. К сожалению, пока он ждал меня, я застрял в пробке. Пока сотрудники нашего отеля и бухгалтерии фармацевтической компании пытались прикрыть меня, он заметил на моём столе коробки с литературой о нашей гуманитарной помощи в связи с недавним голодом в Восточной Африке. Он начал читать литературу, в которой описывался кризис, связанный с недавно осиротевшими детьми, и наши усилия по оказанию помощи, которые предпринимались компаниями, которые я основал.
Большинство людей с сочувствием относятся к таким историям, но сочувствие может вызвать кратковременную, поверхностную реакцию. Вместо этого этот банковский служащий, который прочитал этот материал, ожидая моего приезда, испытал эмпатию к прочитанным историям.
К тому времени, когда я приехал в офис, у него на глазах стояли слёзы, а в руке была его личная чековая книжка. Он стал самым необычным, но в то же время самым желанным корпоративным даятелем. Как побочный продукт, наши отношения изменились. Он увидел меня и мои корпоративные начинания с новой точки зрения. С тех пор мы стали друзьями.
Религия и сопереживание
Многим религиозным людям трудно сопереживать. По моему опыту, религиозным лидерам может не хватать этого навыка, потому что их желание обнародовать свои взгляды настолько ярко выражено, что им трудно предоставить другим достаточно ментального пространства, чтобы чувствовать себя принятыми и ценимыми.
Это происходит чаще, когда люди придерживаются взглядов, резко противоположных их религиозным убеждениям. Религиозным лидерам может казаться, что они потворствуют поведению и образу жизни других людей, просто задавая вопросы, чтобы добиться ясности.
Например, молодой евангельский пастор по имени Джо узнаёт о паре гомосексуалистов в своей общине и просит о личной встрече с ними. Джо начинает разговор с пылкого заявления о греховности их поведения. Пара покидает его кабинет и больше никогда не возвращается в церковь. Позиция осуждения греха сначала лишила возможности эмпатического подхода.
Вместо этого, что, если бы Джо начал разговор позитивно, заявив, как он благодарен им за то, что они согласились встретиться с ним, и как высоко он ценит их участие? Затем он мог бы провести позитивное расследование или задать вопросы типа: “У меня раньше не было никакого опыта общения с гомосексуалистами в нашей общине. Не могли бы вы рассказать мне, как вы оцениваете свои отношения с учетом наших христианских ценностей?” Такой подход мог бы привести к более продуктивному разговору, но это может заставить Джо почувствовать, что он потворствует или одобряет их образ жизни.
Эмпатия предполагает не столько согласие, сколько искусную способность пытаться понять точку зрения других людей. Сопереживание — это мощный навык, который нужно развивать, и я молюсь, чтобы мы все развивали в себе большую степень сопереживания и находили больше способов проявлять любовь Христа к другим.