Это один из самых цитируемых стихов Библии: “Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”.
Повторяя слова Иисуса о том, чтобы оставить завтрашние заботы на завтра, послание к Филиппийцам 4:6 указывает нам на противоядие от беспокойства: молитву.
Текущая ситуация вызывает беспокойство. Мы не видим пути вперёд. Мы склоняем головы, чтобы обратиться с просьбой о помощи. Что может быть проще?
Но наши просьбы многое раскрывают о нашем понимании самих себя, беспокойства в целом и Боге. Наши молитвы в тревожные моменты на самом деле могут привести к ещё большему беспокойству, если мы не будем обращать пристального внимания на те виды прошений, которые Павел имеет в виду, когда дает своё увещевание.
Мы действительно беспокоимся о том, что ждёт нас в будущем, задаёмся вопросом, что делать, когда возникают трудности в наших дружеских отношениях, наших финансах и наших семьях. Если бы мы могли просто знать немного больше о том, что будет дальше, мы, несомненно, смогли бы отбросить наши тревоги и занять активную позицию. И, конечно, мы могли бы расслабиться и довериться Богу!
Мы обращаем наши просьбы к Богу: “Господь, пожалуйста, покажи мне, что делать дальше. Проясни завтрашний день”.
Мы рассуждаем так, что если бы у нас было преимущество ясного божественного руководства, мы бы абсолютно следовали ему. Но история Моисея у горящего куста предупреждает нас об обратном. Моисею из уст Самого Бога даны указания отправиться в Египет и освободить свой народ. Каков результат? Крайнее беспокойство. Нежелание следовать за Ним. Кризис идентичности. Ясные слова Господа не принесли Моисею ни уверенности, ни покоя.
Одно дело сказать Богу, что мы беспокоимся о будущем. И совсем другое - просить Его открыть нам будущее. Мы рассуждаем так, что если бы Бог показал нам верное знамение, у нас был бы мир. Но история Гидеона предупреждает нас об обратном. Его просьбы к Богу доказать, что Он сделает то, что уже пообещал, бесчестят того, к кому он обращается с прошением. Раскладывая руно, он подвергает испытанию Господа, своего Бога. Чудесные знамения, совершенные по его требованию, не вызывают у Гидеона ни решимости, ни действия.
Мы считаем, что если бы мы знали, что принесёт завтрашний день, мы бы разумно использовали эту информацию, чтобы сделать правильный выбор. Но история отречения Петра предупреждает нас об обратном. Иисус недвусмысленно говорит ему, как беспокойство заставит его согрешить в ближайшем будущем. Он не меняет своего курса. Знание Петром будущего служит не для того, чтобы исправить его, а для того, чтобы осудить. Предвидение не принесло Петру ни раскаяния, ни смирения.
Одно дело сказать Богу, что мы беспокоимся о будущем. И совсем другое - просить Его открыть нам будущее. Первое - это признание; второе - прошение. И исповедь, и прошение - это аспекты молитвы, но, хотя наши признания в тревоге или грехе всегда благочестивы, не все наши тревожные прошения таковы.
В случае, когда мы просим Бога о знании будущего, мы должны быть осмотрительны. Это знание относится к тайнам Божьим (Втор. 29:29). Те, кто стремится использовать молитву как хрустальный шар, забывают о своём призвании ходить верой, а не видением, и они забывают благословение Христа: “блаженны невидевшие и уверовавшие” (Иоанна 20:29).
Открывал ли Бог в разное время Своим слугам ясные, конкретные указания? Да. Библия хранит эти рассказы для нас. Но Он не предлагает их в качестве нормативных. И, как мы видели, эти откровения не обязательно приносят тот покой, которого мы от них ожидали.
Помните, в Евреям 11 не говорится, что Авель, Енох, Авраам, Исаак, Иаков и остальная часть Его великого воинства шли вперёд с совершенной ясностью и уверенностью; они шли верой. Без сомнения, их тревог было много, и поле их зрения было затемнено. Но их Бог был верен. Их Бог верен.
Итак, с какими просьбами встревоженный должен обратиться к Богу? Чтобы Он укрепил нашу веру (Луки 17:5), чтобы Он научил нас доверять (Пс. 70), чтобы Он даровал нам мудрость (Иакова 1:5), чтобы Он помог нам взять в плен наши тревожные мысли (2 Кор. 10:5), чтобы Он поддерживал нас сегодня хлебом насущным в Его присутствии (Мф. 6:11), чтобы Он напоминал нам о Своей прошлой верности нам и всем поколениям (Пс. 118:90).
На эти просьбы даётся ответ: “мир Божий, который превыше всякого ума” (Фил. 4:7). Не шаткий покой от знания того, что ждёт нас в будущем, а совершенный мир от покоя в том, Кто это делает.