Раньше я верил, что Бог никогда не использует физические страдания для совершения духовной работы в сердцах Своего народа. Меня учили, что в распоряжении Бога есть много средств для углубления нашей любви и очищения нашей веры, и болезни и немощи не входили в число этих средств.
Скорбь всегда исходит от руки врага, мне было сказано, и что Христос никогда бы не послал нам ничего подобного, потому что Он умер, чтобы избавить нас от всех дел врага. Так что болезнь никогда не является Божьей волей для святого, и если она затягивается, значит, что-то не так. Это были вещи, в которые я верил и проповедовал, пока меня не поразила немощь.
Я всё ещё верю, что на исцеление есть Божья воля. Но Господь скорректировал моё богословие в этой области и помог мне увидеть, что иногда Он использует скорби и немощи как инструменты для совершенствования Своих слуг.
Немощь пришла ко мне в то время, когда я чувствовал себя духовно сухим. Я знал, что в Боге есть нечто большее, чем то, что я испытал, но, казалось, я не мог прикоснуться к этому. В то время в моём сердце поднялся глубокий крик, и я горячо воззвал к Господу, чтобы получить более полное переживание в Нём. Оглядываясь назад, я понимаю, что этот крик был вложен в моё сердце Богом — и что Он предназначил ответ на этот крик.
Божий ответ состоял в том, чтобы привести меня в великую духовную пустыню, начатую из-за физической немощи. Я стал инвалидом, и, по словам врачей, у меня не было надежды на выздоровление. Я пережил много месяцев великой тьмы, когда боролся с Богом и прижимался к Нему, пытаясь понять, что Он делает в моей жизни. Постепенно я начал понимать цель, с которой Он допускал физические страдания: воспитывать в нас характер.
Я не говорю, что все болезни и немощи предназначены Богом для формирования характера. Большая часть этого не приводит ни к чему, кроме разрушения, и Бог желает, чтобы мы воспользовались предоставлением Голгофы для Божественного исцеления. Однако иногда Бог даёт сатане разрешение прикоснуться к нам (примером может служить Иов), и Он не принесёт немедленного решения, потому что Он хочет, чтобы кризис произвёл что-то глубокое в наших сердцах.
Часто Господь использует скорбь, чтобы исправить непослушание. Он дисциплинирует нас не просто для того, чтобы наказать за неправильное поведение, а скорее для того, чтобы вернуть нас к правильному поведению. Божья дисциплина всегда направлена на благо. “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим” (Пс. 118:71).
Когда приходит беда, разумно позволить своей первой реакцией быть сокрушенному раскаянию. Попросите Святого Духа открыть вам любой способ, как ваша жизнь могла выйти из строя. Но не думайте, что наличие недуга автоматически означает, что вам нужно покаяться. Это было неправильное предположение, сделанное тремя друзьями Иова, и из-за этого они навлекли на себя Божий гнев.
Тем не менее, Библия свидетельствуют: “Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией” (1 Петра 4:1-2). Физическое страдание является инструментом в руках Бога, помогающим нам отказаться от греха.
Несчастье естественным образом порождает в нас отчаяние. Бог желает, чтобы мы направили наше отчаяние на пылкое стремление к Его лицу. Иисус смоделировал это для нас: “И, находясь в борении, прилежнее молился” (Луки 22:44). Как отреагировал Иисус, когда Его боль усилилась? Он искал Бога более усердно. Это то, чего Бог хочет, чтобы вы делали.
Если вы позволите своему отчаянию подтолкнуть вас ко Христу, вы познаете Его совершенно по-новому и интимно, как это сделал апостол Павел: “По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал…” (2 Тим. 1:12).
Благодаря своим страданиям он способен сказать: “Я знаю, Кому я поверил”.
Он заключён в тюрьму, унижен, закован в кандалы, находится в позорных обстоятельствах в темнице, подвергается насмешкам и презрению, но есть одна вещь, которая не заставляет его стыдиться: он знает Иисуса!
Бог создавал боль и немощи не для того, чтобы взращивать зрелость в Своём народе. Это - порождения греха и проклятия. Однако Бог - Главный Искупитель, и Он искупает злые обстоятельства, заставляя их способствовать достижению Его целей.
Таким образом, бедствие может стать катализатором ускоренного духовного роста. Намерение Бога состоит не в том, чтобы бесконечно удерживать нас в кризисе, а в том, чтобы использовать его для установления правления Его Царства в нашей жизни.
Жизненно важным компонентом для превращения страданий в зрелость является настойчивость. В Римлянам 5:3-4 говорится: “И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность от опытности надежда”. Иакова 1:2-4 подтверждает эту истину: “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка”.
Нет другого пути к духовной зрелости, кроме настойчивости. И нет настойчивости без давления. Плодотворность достигается только тогда, когда мы переживаем кризисы и трудности.
Я никогда не считал себя склонным к осуждению, пока не случилась немощь. Затем Господь начал показывать мне, что у меня было осуждающее отношение к слабым людям. Когда кто-то оказывался в кризисной ситуации, моим первым побуждением было попытаться выяснить, где этот человек всё испортил. Я был нечувствителен к тому факту, что некоторые люди попадают в ситуации, которые они не могут контролировать.
Но я больше не предполагаю, что страдающие люди сделали что-то не так. Это осуждающее отношение было устранено очищающим огнём страданий в моей собственной жизни.
Библия говорит: “милость превозносится над судом” (Иакова 2:13).
Там, где происходят великие гонения, есть только одна категория христиан: ученики. Там, где нет преследований, есть две категории: верующие и ученики. В западном мире много верующих и мало учеников. Это отвратительно.
Но в отсутствие преследований у Бога есть другие способы оказать давление на Его творение. Я имею в виду огонь запоздалых ответов.
Одна из причин, по которой Бог допускает финансовые, физические и семейные трудности, заключается в том, что Он хочет, чтобы огонь отсроченных ответов зажегся и возродил наше рвение к Господу.
Там, где нет страданий, христианство застаивается. Оно сохраняется в своей первозданной чистоте только при повышенной сопротивляемости. Вот почему Иисус сказал верующим в Лаодикии: “Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3:16).
Церковь в Лаодикии почти не знала преследований. Здесь царила атмосфера религиозной терпимости. Задача, стоявшая перед лаодикийцами, состояла в том, чтобы служить Христу в условиях очень вседозволенного, гедонистического общества. Лаодикийская церковь стала тёплой, потому что огонь преследований был мал.
Итак, Иисус пришёл к ним и сказал: “Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться” (Откр. 3:18). Он направляет такое же приглашение и нам.
Святой Дух хочет крестить нас огнём (Мф. 3:11). Один из способов, которым Он делает это, - это в огненной печи страданий. Его цель - разжечь в нас рвение к Господу, которое вернёт нам раскаленное христианство.
Ученики спросили Иисуса, почему некий человек родился слепым. Они подумали, что, возможно, он или его родители согрешили. Но Иисус сказал, что он родился слепым, чтобы дела Божьи открылись на нём. (Иоанна 9:3). Затем Иисус продолжил являть Свою славу, исцелив этого человека.
По причинам, которые мы не до конца понимаем, бывают моменты, когда силам зла позволяется одержать верх над Божьим народом. Даниил говорит: “Я видел, как этот рог вёл брань со святыми и превозмогал их” (Дан. 7:21). В Откровении Иоанн повторяет эти слова: “И дано было ему вести войну со святыми и победить их” (Откр. 13:7).
Обратите внимание, что эта сила “дана” лукавому, и он не может ничего сделать против святых без Божьего одобрения.
Далее в стихе из книги Даниила говорится: “доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые” (Дан. 7:22).
Когда Бог вершит суд от имени святых, всё меняется! Это тот ответ, которого мы ждём.
Книга Откровение также свидетельствует: “И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет” (Откр. 10:5-6). Какой чудесный момент! Приближается день, о страждущая душа, когда Господь провозгласит: “Больше не будет промедления”.
Скорее всего, некоторые из вас, читающих эту статью, в настоящее время испытывают сильное недомогание. Если это вы, мужайтесь: Бог завершит работу, которую Он совершает в вас! “Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа” (Фил. 1:6). Его цели будут достигнуты!