Я был готов выбросить свою Библию в ближайшее мусорное ведро.
Вы когда-нибудь чувствовали нечто подобное? Неприятности и печали просто продолжают накапливаться, облегчения не предвидится, дела идут совсем не так, как вы надеялись, и небеса, кажется, закрыты?
Вы бросаете сердитый взгляд вверх, потому что внутри вы думаете: “Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это. Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей” (Пс. 38:10-11).
Для меня этот день наступил вскоре после того, как я увидел, как моя очень молодая жена умирает от рака. Я сидел в постели и слушал, как моя годовалая дочь спит в соседней комнате. Теперь она осталась без матери. На моей тумбочке лежала моя Библия, а рядом с ней стояло мусорное ведро в моей спальне.
У меня было непреодолимое желание поместить #1 в # 2.
Но Бог <…> подготовил для меня эссе под названием “Служение ночи”, которое было в ежедневном чтении А.В. Тозера, который я читал. Первая строка гласила: “Если Бог избрал вас особым объектом Своей благодати, вы можете ожидать, что Он почтит вас более строгой дисциплиной и большими страданиями, чем те, которым приходится терпеть менее привилегированным”.
В моей голове произошёл взрыв, и я взял свою Библию и нашёл Евреям 11, которое является перекличкой верующих в Новом Завете. Я нашёл ту часть, где говорится: “…иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли” (Евр. 11:35-38).
Заявление Тозера было страшно читать. Таким же был раздел в Евреям 11. Но в то же время они были и утешительными.
Почему? Потому что они идеально отражают реальность и то, что происходит даже с лучшими из нас.
Это означало только одно — моя Библия никуда не денется.
Смущающие вещи
Критики часто критикуют Библию как книгу сказок. На самом деле, это что угодно, только не это, и именно это удержало меня от того, чтобы выкинуть её той ночью.
Вот в чём дело: если бы в каждой библейской истории были изображены идеальные люди, совершающие замечательные поступки, с концовками, как в сборнике сказок, и без головокружительных осложнений или трагедий, что ж, тогда я должен был бы сказать, что это ложь и никоим образом не отражает реальный мир. Но вместо этого мы имеем прямо противоположное.
У нас есть рассказы, где хороший брат убит плохим (Быт. 4:8), голод опустошает страны (Быт. 41:27), любимые жены, такие как Рахиль, умирают при родах (Быт. 35:19), народы завоевываются странами, более злыми, чем они сами (Дан. 1:1-2), средства к существованию, семьи и крепкое здоровье разрушаются врагом (Иов 1-2), человек, который проложил путь Христу, несправедливо убит в тюрьме злой женщиной (Мф. 11:11; 14:1-12) в то время как другой праведник оклеветан, а затем забит камнями до смерти (Деяния 7), некоторые молитвы, вознесённые о сохранении жизни великих христиан, исполняются (Деяния 12:5, 12), в то время как другие - нет (Деяния 12:2).
И давайте не будем забывать рассказ о том, как молитва безгрешного человека о том, чтобы Его избавили от ужасной смерти, была проигнорирована (Мф. 26:42), в результате чего Его обменяли на известного убийцу (Мф. 27:21), а затем распяли.
По-вашему, это похоже на радугу и леденцы на палочке? Я так не думаю.
Позвольте мне предложить вам ещё кое-что для размышления: возможно, вы слышали об инструменте, имеющемся в арсенале историков, который называется “Критерий смущения”, согласно которому сообщение с высокой вероятностью является правдивым, если его содержание ставит в неловкое положение автора или тех, о ком они пишут.
Знаете ли вы, что Библия изобилует подобными вещами?
Например, буквально ни одна крупная личность в Библии (за возможным исключением Даниила) не изображена положительно от начала до конца (например, Авраам лжёт о своей жене не один раз, а дважды в Быт. 12:13, 20:2; Иаков обманывает своего отца, чтобы получить благословение Исава в Быт. 27; Давид совершает прелюбодеяние, а затем убивает мужа этой женщины (2 Цар. 11).
Когда Иисус начинает проповедовать, Его семья приходит за Ним, потому что они думают, что Он сумасшедший (Марка 3:21), и нам говорят, что “братья Его не веровали в Него” (Иоанна 7:5). Лидеров ранней Церкви постоянно изображают недалекими и равнодушными к тому, что говорил им Иисус (Луки 18:34). Даже в Гефсиманском саду ученики изображаются непонимающими страсти Иисуса или Его предсказания, плюс полное отсутствие веры (Марк 8:31-33, 9:31-32, 14:27-31; Луки 24:11, 21).
В Евангелии от Марка, которое было продиктовано ему Петром (согласно некоторым отцам ранней церкви), Иисус называет устного автора книги и лидера ранней церкви “сатаной” (Марка 8:33). Вместо того, чтобы остаться со своим Лидером и сражаться за Него, когда Он был арестован, нам говорят, что Его ученики “оставив Его, все бежали” (Марка 14:50).
Вместо того, чтобы важные мужчины были первыми очевидцами воскресения Христа, нам говорят, что женщины были первыми, кто увидел Его (Иоанна 20:11-18). Когда Иисус явился Своим сторонникам, нам говорят, что “иные усомнились” (Мф. 28:17). Распятый Мессия был противоречием в терминах, которое признает апостол Павел: “мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев - соблазн, а для Еллинов - безумие” (1 Кор.1:23).
Хотите ещё?
Когда речь заходит о проблеме зла, скептики говорят нам, что добрый Бог никогда не смог бы создать мир с таким злом, какое есть в нашем. И всё же Библия не пытается обелить проблему, а вместо этого охватывает её.
В Исайе 45:6-7 говорится: “дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это”. Амос говорит то же самое: “Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” (Амос 3:6) (Курсив мой).
Когда с Иовом случается несчастье, нам говорится: “Господь дал, Господь и взял” (ст. 21). Обратите внимание, здесь не сказано: “Господь дал, а сатана отнял”. Конец книги Иова передает то же самое: “И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навёл на него…” (Иов 42:10-11, курсив мой).
Как и почему Бог отделяет добро от зла и действует в рамках нашей свободной воли, остаётся загадкой, но об этом говорится во всей Библии. Возможно, нигде это не видно лучше, чем в смерти и воскресении Христа, где нам сказано: "Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (Деяния 2:23-24).
Итак, что же все это значит для нас?
Суть вот в чём: ужасные вещи разбросаны по всем страницам Библии и, будучи далеко не сказкой, отражают кажущуюся несправедливой реальность, в которой мы живем каждый день. Другими словами, нет никакого экзистенциального несоответствия между этим и нашей жизнью.
И если Библия не смущается этими смущающими вещами, то вполне разумно полагать, что она просто может говорить правду об остальном: вы знаете, о тех «мелочах», касающихся спасения и вечности.
Нет, Библия - это что угодно, только не сборник басен, и именно это удержало меня от того, чтобы выбросить мою Библию в тот вечер.
Конечно, всё это не убедит циников, которые смеются над Библией, но, с другой стороны, нам снова говорят, что “Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть а для нас, спасаемых, - сила Божия” (1 Кор. 1:18).
Моя Библия держится подальше от мусорной кучи просто потому, что то, что в ней написано, - правда. И когда дело доходит до веры в то, что кто-то говорит о жизни, смерти и грядущем, я прислушиваюсь к Парню, чья могила всё ещё пуста, и я готов быть “безумным Христа ради” (1 Кор. 4:10).
|