Каждый месяц, когда я пишу эту статью для журнала MorningStar, кажется, что признаки грядущего Царства усиливаются быстрее, чем в предыдущем месяце. Несомненно, близок день, когда это будет уже не послание о грядущем Царстве Божьем, а объявление о том, что оно пришло к нам! Это седьмая и последняя труба, которая прозвучит в Откровении, а именно: “Наш Бог царствует!”
Конечно, “каждый глаз увидит Его”, так что нам не понадобится объявление, но это будет провозглашение чистой радости, поскольку оно наконец-то пришло. По мере того, как времена становятся всё более напряженными, всё, что мы говорим и делаем, будет иметь всё большее значение, как и наша вера. Вера - это валюта Царства, поэтому точно так же, как валюта любой возвышающейся страны растёт в цене, так же будет расти и наша вера.
Когда Его спросили о признаках конца века, большинство из того, что обсуждал Господь, касалось проблем на земле. Он сказал, что это будет величайшее смутное время, которое когда-либо знал мир. Одна важная вещь, которую мы можем сделать сейчас, чтобы подготовиться к этому, - это принять решение доверять Господу и Его грядущему Царству больше, чем бояться чего-либо, что мир может сделать с нами. Благодаря этому доверию мы можем построить несокрушимую крепость для себя, наших близких и других людей.
По мере того, как признаки Его грядущего Царства усиливаются, давайте сосредоточим наше внимание на самом важном знамении — Его присутствии. Даже хаос, усиливающийся в цивилизации, является признаком Его присутствия: “горы растают, как воск, в присутствии Господа” (см. Псалом 96:5). Горы являются символами правительств в Библии, и сегодня мы видим, как даже самые сильные и стабильные правительства тают, как воск. Это не только свидетельствует о неустойчивости величайших творений людей, но и является признаком Его растущего присутствия.
“Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».
Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом” (Евреям 12:26-28).
Это потрясение, которое начинает испытывать вся земля, — это Господь очищает землю для того, что Он собирается построить, - Царство, которое невозможно поколебать. То, что уже было построено на этом прочном фундаменте, не будет потеряно, но станет частью пути, который мы должны построить, чтобы подготовиться к встрече с Господом (см. Исаия 40:3). Итак, теперь, когда всё сотрясается, давайте посмотрим, как устоять на том, что не сотрясается.
Если бы что-то в мире природы было стабильным, это были бы законы физики, но сейчас даже они пошатнулись. С каждым новым открытием становится очевидным, что эти законы верны и были верны в лучшем случае лишь частично. Как сказано в 1 Коринфянам 13:9, “мы знаем отчасти”, и это подтверждается во всём.
Теория относительности Эйнштейна впервые предположила существование чёрных дыр, однако он никогда не верил в их существование, потому что они настолько глубоко нарушали законы физики, которые они “знали” в то время. Очевидно, законы физики не так всеобъемлющи, как мы думали.
Стивен Хокинг написал уравнения, которые “доказали” существование чёрных дыр и помогли открыть двери в квантовую физику и механику. Многие из этих теорий с тех пор были в основном доказаны, но мы всё ещё не можем понять, как они связаны с другими физическими законами.
Затем дата и возраст физической вселенной казались полностью подтверждёнными, пока телескоп Джеймса Уэбба не приблизился к тому, что мы считали “большим взрывом”, или началом Вселенной. Ожидая увидеть начинающие формироваться звезды, мы вместо этого увидели зрелые галактики. Конечно, это сильно изменило наше понимание астрономии и физики.
Короче говоря, мы склонны думать, что знаем больше, чем на самом деле. Даже наши самые надёжные “законы” постоянно подвергаются сомнению в результате новых открытий. Однако есть одна константа, которую подтверждает каждое новое научное открытие, — Слово Божье. Его верное Слово никогда не менялось и никогда не изменится (см. 2 Петра 1:19). Это скала, которая никогда не была поколеблена.
Итак, в то время как всё остальное пошатнулось, почему бы не больше доверять Его Слову? Его Слово абсолютно, и оно определило все остальные законы, над которыми мы всё ещё размышляем. Мудрые будут принимать решение каждый день укреплять свои знания и укреплять свою веру в Слово Божье.
Слово повелевает нам “взращивать” нашу веру (см. Псалом 36:3). Выращивание включает в себя подготовку почвы, обеспечение водой, прополку и наблюдение до тех пор, пока не появятся плоды. Достаточно ли мы заботимся о словах, которые Он дал нам, чтобы сделать это?
В Матфея 24 ученики задали Иисусу три вопроса, результатом которых стала Его речь о конце этого века. Иисус только что рассказал им о грядущем разрушении Иерусалима и храма, поэтому их первым вопросом было: “когда это будет?” (см. от Матфея 24:3)
Их следующий вопрос был: “какой признак Твоего пришествия и кончины века?” (см. от Матфея 24:3) Греческое слово, переведённое здесь как “пришествие”, - парусия, что означает “присутствие”. Присутствовать - это совсем не то же самое, что прийти. Другое греческое слово, обозначающее “пришествие”, используется в другом месте относительно Его второго пришествия, например, в Матфея 16:28: “как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём”. Это слово - эрхомай. Итак, когда ученики спросили о знамении Его “присутствия”, это явно предшествовало Его пришествию. Второе пришествие Христа станет главным событием в конце века, вот почему они спросили в Матфея 24:3: “Какой признак... кончины века?”
Различие между этими двумя греческими словами в Новом Завете могло бы изменить эсхатологию многих людей, или теологию конца времён, потому что они, очевидно, говорят о двух различных событиях. Если бы мы могли прочитать Новый Завет на греческом языке, не загроможденный нашей эсхатологией, мы могли бы увидеть, что присутствие Господа придёт в мир на некоторое время, и что это будет предшествовать второму пришествию Господа.
Его парусия, или присутствие, состоит в том, чтобы подготовить путь к пришествию Господа. Это будет включать в себя время жатвы, собирание урожая на земле и крушение человеческих царств (см. Даниила 2). Это то время, в которое мы сейчас вступаем.
Большинство библейских пророчеств, касающихся Его парусии, не устанавливают конкретного времени, но показывают развитие событий с течением времени. Однако Его эрхомай установлен на определённое время. Это различие, по-видимому, было понято Его учениками, когда они задали Ему три вопроса.
Неспособность отличить время Его присутствия от Его пришествия привела многих людей в замешательство. Его парусия не является Его буквальным вторым пришествием и не заменяет Его. Напротив, это особое время для того, чтобы подготовить путь к Его приходу и установлению Его царства на земле.
Поскольку ученики задавали эти три вопроса одновременно, многие на протяжении веков предполагали, что они задают один и тот же вопрос. Это было не так. Точно так же некоторые ошибочно предположили, что весь этот дискурс был посвящён разрушению Израиля и рассеянию еврейского народа, которое произошло в 70 году нашей эры. Это явно было не так.
Некоторая путаница произошла из-за того, что это был конец эпохи евреев и начало “времен язычников”. В течение почти двух тысяч лет Господь имел дело почти исключительно с еврейским народом. С тех пор Господь имел дело в основном с язычниками. Конец времени язычников не возвестит о наступлении другого времени евреев, но, скорее, евреи и язычники объединятся “в одного нового человека” (см. Ефесянам 2:15).
В Римлянам 9-11 Павел прояснил некоторые вопросы об отношениях между евреями и язычниками, которые, если их понять, устранят большую путаницу. Евреи - это естественное семя Авраама. Язычники - это духовное семя Авраама, которое было привито к этому дереву, когда евреи, казалось бы, были отрезаны. Эти “дикие” ветви не вытеснили естественные ветви. В нужное время “естественные ветви” будут привиты обратно, и они станут одним целым.
Некоторые противоречия в эсхатологии также могут быть устранены пониманием Римлянам 9-11. Однако, как и другие истины, это может прийти только через откровение Святого Духа. По Божьей мудрости, Он, казалось, скрывал это до тех пор, пока этому почти не пришло время произойти. Он сделал то же самое с началом “времени язычников”. Господь сказал Своим ученикам, что Евангелие будет проповедано язычникам, и это было ясно из библейских пророчеств, но они не могли понять этого до тех пор, пока Петру не было видение и он не пришел в дом Корнилия.
Точно так же сегодня большинство представителей естественного семени, даже если они верят в Иисуса как своего Мессию, видят только земной Иерусалим и не в состоянии постичь Новый Иерусалим, сходящий с небес. Точно так же большинство христиан видят только Новый Иерусалим, не видя цели Божьей в отношении естественного семени или естественного Иерусалима. Однако мы ожидаем, что это скоро изменится. Ни один из них не может полностью понять Божьи цели, не видя как естественных, так и духовных семян.
Семя Авраама одновременно и земное, и небесное, вот почему Господь сравнил его с песком на морском берегу и звёздами на небесах. Бог любит земное и физическое, а также небесное и духовное. Он сотворил человека, чтобы тот был мостом между ними, что осуществится, когда природные и духовные семена Авраама превратятся в “одного нового человека”, что откроет, каким будет новое творение.
Бог создал естественную и духовную сферы такими, чтобы они были жизненно связаны. Когда придёт Его Царство, человечество будет восстановлено таким, каким оно было создано до грехопадения. Человек был создан для общения с Богом, который есть Дух. Следовательно, в человеке есть огромная духовная пустота, которую может заполнить только Бог. Когда наше примирение с Богом станет полным, духовная сфера станет для нас гораздо более реальной. Конечно, мы продолжаем духовно расти до тех пор, пока не почувствуем себя как дома в духовном царстве, в то время как в естественном царстве мы все еще чувствуем себя как дома.
Павел ясно дал понять в Римлянам 9-11, что обетования, данные Богом естественному семени, не были аннулированы, но дополнены Новым Заветом, точно так же, как Иисус пришёл не для того, чтобы покончить с законом, а для того, чтобы исполнить его. Закон был “наставником”, который должен был привести нас ко Христу. Это принесло осознание греха. Мы не можем покаяться или примириться с Богом, не зная своих грехов и прегрешений.
Этот важный наставник учил нас, что соблюдение закона находится за пределами человеческих возможностей и, следовательно, не может сделать нас праведными. Это сделало нас полностью зависимыми от креста и от того, что сделал Иисус, как от нашей единственной надежды на спасение от наших грехов. Таким образом, обращение ко Христу сравнивается с умиранием для закона и вступлением в брак со Христом (см. Римлянам 7:4). Точно так же возвращение к закону считается духовным прелюбодеянием, потому что мы отворачиваемся от Христа, нашей праведности, и возвращаемся к нашим прежним отношениям по закону.
Иисус исполнил закон и заменил все его заповеди двумя — возлюби Бога и возлюби ближнего своего. Если мы выполняем эти два условия, мы соблюдаем все остальные, потому что, если мы любим Бога, мы не будем поклоняться идолам, и если мы любим наших ближних, мы не будем завидовать, воровать, убивать или иным образом причинять вред.
Наша падшая человеческая природа не умеет любить, поэтому мы можем любить Его и других, только пребывая в Нём. Поскольку мы зависим от Его Святого Духа в том, что касается любви и выполнения всего остального, к чему мы призваны, мы становимся ещё более зависимыми от Него, поскольку теряем доверие к своей земной, плотской природе. Благодаря этому мы преображаемся из земного в духовное.
“Со всей мудростью и проницательностью Он открыл нам тайну Своей воли, согласно Своему доброму намерению, которое Он вложил в Него с целью управления, соответствующего полноте времен, то есть подведения итогов всего сущего во Христе, сущего на небесах и сущего на земле” (Ефесянам 1:8-10, NASB). Всё будет сведено воедино во Христе, и вся цель этого века состоит в том, чтобы мы соответствовали Его образу, чтобы мы могли быть тем мостом, который приводит других к Нему с той же целью.
Всё в Ветхом Завете указывало на Христа; всё в Новом Завете исполнилось в Нём. Мы примирились с Богом через Христа и живем жизнью, угодной Ему, пребывая во Христе, а не в нашей собственной силе, мудрости или кажущейся благости.
Мы также должны раз и навсегда уяснить, что нет иного способа сделать это, кроме как через Иисуса. Предполагать обратное - это воплощение человеческого высокомерия. Мы не можем быть более гордыми, чем отвергать Божье обеспечение нашего искупления и примирения через Его Сына и ту непостижимую цену, которую Он заплатил, или думать, что мы не нуждаемся в Его обеспечении и можем сделать это без Него.
Когда естественное семя Авраама будет привито обратно, это произойдёт благодаря их признанию “того, кого они пронзили”. Те, кому многое прощено за то, что они отвергли Того, через кого были даны все их обещания, сильно полюбят. Поскольку церковь не может достичь своей полноты без этого привития евреев, молитва и стремление к этому должны быть главным приоритетом всех верующих.
Мы также не можем полностью постичь библейские пророчества о конце этого века, не понимая этого объединения евреев и язычников “в одного нового человека”. Это может произойти только тогда, когда будет преодолен этот окончательный расистский барьер между евреями и неевреями. Это необходимо для того, чтобы этот мост между естественным и духовным был завершен, и именно поэтому Павел сказал, что их принятие приведет к “жизни из мёртвых” (см. Римлянам 11:15). Другими словами, когда это произойдёт, на нас снизойдёт воскресение и наступит Царство Божье.
Итак, определяя признаки конца этого века, которые проявляются сейчас, давайте не будем забывать, что Израиль является одним из
главных знамений времени. Это та самая “смоковница”, о которой Господь сказал, что она прорастёт (см. Иоиля 2:21-23; Матфея 24:32-33). Давайте молиться за мир в Иерусалиме и будем стремиться к спасению и полноте их судьбы, поскольку наша судьба жизненно связана с их судьбой.
Духовное семя не может видеть судьбу естественного семени, не смиряясь со своей ролью, равно как и естественное семя не может видеть судьбу духовного семени, не смиряясь со своей ролью. Смирение потребуется с обеих сторон, и поскольку Бог дает благодать смиренным, это принесёт существенную благодать обоим. Такая высшая благодать будет необходима в эти времена.