В Риме третьего века крещение было настоящей драмой
Примерно в 215 году н.э. Ипполит подробно описал, как крестили новообращённых в Риме. Учёный Michael Walsh резюмирует рассказ Ипполита об этой церемонии:
“Чтобы понять влияние крещения, важно помнить о продолжительности подготовки и атмосфере праздника. Этому предшествовало по меньшей мере трёхлетнее обучение с обещанием открыть больше тайн в момент крещения. Таким образом, возникало обострённое чувство предвкушения. Непосредственно перед церемонией наступил пост, длительный период молитвы, всенощное бдение в затемнённом здании.
Затем, в тусклом свете колеблющихся факелов, дьявол был торжественно изгнан в результате серии обрядов экзорцизма. Кандидат вошёл в баптистерий.
“Сначала он или она повернулись к западу, чтобы отречься от сатаны, затем к востоку, чтобы исповедать Христа. Были повторены помазания елеем, символом силы. По крайней мере, один раз обнажённый кандидат был помазан с головы до ног. Затем, смазанный маслом, как будто для омовения, кандидат входил в купель, забираясь в неё... или опускаясь по колено, в то время как дьякон лил воду на голову или опускал голову кандидата в бассейн.
“Возможно, было ещё одно помазание — ритуалы отличались — перед тем, как кандидат облачался в новую одежду. Всё это происходило в полутьме, под звуки гимнов, в состоянии высокой экзальтации. Затем наступала конфирмация — ещё одно помазание, — и новый христианин выходил из света факелов на рассвете в ярко освещенную церковь, чтобы принять свою первую Евхаристию”.
Вопросы во время крещения
Какие вопросы были заданы кандидатам на крещение? Ипполит подробно рассказывает нам:
И когда крестящийся войдёт в воду, тот, кто крестит его, возложив на него свою руку, должен сказать так: “Веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего?”