Играть понарошку было весело, когда мы были детьми. Я был стереотипным ребенком, который сделал космический корабль из коробки из-под холодильника (я всё ещё вижу его в своём воображении), представлял себя всевозможными супергероями и погружал свою мысленную жизнь во множество различных воображаемых приключений, где я был мужчиной. Это было потрясающе, и я думаю, вы согласитесь, что нет ничего плохого в том, чтобы так жить каждый день.
Если только вы не будете делать это, когда станете взрослыми.
Проблема в том, что слишком многие из нас сегодня создают фантастические миры, чтобы избежать правды, жестокой реальности наших систем убеждений и повседневных последствий их воплощения. Страх, испытываемый при столкновении с подобными вещами лицом к лицу, приводит к психическому короткому замыканию, о котором поёт Фредди Меркьюри в начале знаменитой песни Queen “Bohemian Rhapsody”:
Это взаправду?
Или только фантазия?
Пойман как в оползень
Не сбежишь из реальности
Чтобы справиться с этим, многие скажут себе, что реальность, с которой они сталкиваются, не является подлинной, и продолжат затмевать правду ложью, которая позволяет им функционировать. Но поскольку мы все знаем, что лгать неправильно, процесс должен идти дальше, чтобы они убедились, что рассматриваемая ложь служит благой цели, потому что, по их мнению, она в конечном итоге приводит к достойному конечному результату.
У такой вещи есть название: “благородная ложь”.
Происхождение концепции благородной лжи восходит к Платону и взято из книги III его Республики, где Сократ предлагает разработать мифологию, которая убедит граждан сотрудничать с социальной структурой ‘хорошего’ города. Идея в том, что если людей можно заставить поверить в ложь, у них появится сильная мотивация заботиться о городе и друг о друге.
Одобрительное использование благородной лжи в наши дни повсеместно, и эта практика служит всевозможным личным, политическим и даже духовным целям. По-моему, нет более впечатляющего применения этому, чем у тех, кто отрицает существование Бога.
Ты же не хочешь туда идти
Если по какой-то странной причине вам захочется как-нибудь вечером погрузиться в депрессию, прочтите эссе философа и атеиста Бертрана Рассела “Поклонение свободному человеку”. В нём вы найдёте вдохновляющие высказывания, подобные этим:
“Человек - продукт причин, которые не имели представления о цели, которой они достигали; его происхождение, его рост, его надежды и страхи, его любовь и его убеждения - всего лишь результат случайного сочетания атомов; ни огнь, ни героизм, ни интенсивность мысли и чувства, не может сохранить индивидуальную жизнь после смерти; всем трудам веков, всей преданности, всему вдохновению, всей полуденной яркости человеческого гения суждено угаснуть в бескрайней гибели Солнечной системы, и весь храм человеческих достижений неизбежно должен быть погребён под обломками вселенной в руинах — все эти вещи, если и не совсем бесспорны, всё же настолько несомненны, что никакая философия, которая их отвергает, не может надеяться устоять. Только в рамках этих истин, только на прочном фундаменте непреклонного отчаяния отныне может быть безопасно построено жилище души”.
Но подождите, это ещё не всё:
“Один за другим, пока они маршируют, наши товарищи исчезают из поля нашего зрения, захваченные безмолвными приказами всемогущей Смерти... Коротка и бессильна жизнь человека; на него и всю его расу обрушивается медленная, верная гибель, безжалостная и тёмная. Слепая к добру и злу, безрассудная к разрушению, всемогущая материя катится своим неумолимым путем; ибо человек, осуждённый сегодня потерять самое дорогое, завтра”.
Просто наполняет ваше сердце всевозможной мягкой добротой, не так ли? Но вот в чём дело: Рассел абсолютно прав, если Бога не существует.
Его выводы признаются многими вдумчивыми атеистами, и поэтому, чтобы обойти абсолютный дух нигилизма и личного / культурного хаоса, которые привели бы к такому проживанию, они используют благородную ложь, чтобы нейтрализовать её последствия.
Например, атеист и физик Шон Кэрролл называет свою благородную ложь “поэтическим натурализмом”. Он объясняет это так:
“Мне нравится говорить об особом подходе к натурализму [атеизму], который можно рассматривать как поэтический. Этим я хочу подчеркнуть, что, хотя существует только один мир, существует множество способов говорить о мире … Поэтический натуралист будет отрицать, что такие понятия, как "правильное и неправильное", "цель и долг" или "красота и уродство", являются частью фундаментальной архитектуры мира … Критерии выбора наилучших таких способов общения обязательно будут отличаться от критериев, которые мы используем для чисто описательной, научной лексики. Не будет ни одного рационального способа отличить хорошее от плохого, возвышенное от отталкивающего. Но мы всё ещё можем говорить в таких выражениях и приложить немало усилий, чтобы наши действия соответствовали нашим собственным внутренним устремлениям. Мы просто должны признать, что суждения исходят изнутри нас самих”.
Другими словами, Шон Кэрролл играет понарошку. Но как взрослый.
Правильного и неправильного не существует, как не существует и объективной моральной ценности или цели. Но давайте притворимся, что они это делают, потому что, если мы этого не сделаем, то... тогда у нас серьезные проблемы.
Доктор Л. Д. Ру признал это в своём выступлении “Спасительная благодать благородной лжи”, которое он представил Американской академии содействия развитию науки в феврале 1991 года. В нём он сказал, что, чтобы избежать того, что он назвал “вариантом сумасшедшего дома”, мы должны принять благородную ложь“, которая обманывает нас, заставляет нас выйти за пределы личных интересов, за пределы эго, за пределы семьи, нации, [и] расы. Это ложь, потому что она говорит нам, что вселенная наполнена ценностями (что является большой выдумкой), потому что она претендует на универсальную истину (когда её нет), и потому что она говорит мне не жить ради личных интересов (что, очевидно, ложно). Но без такой лжи мы не можем жить”.
Нет, вы действительно не можете. Без них вы дойдёте до конца песни Queen "Богемская рапсодия", где Меркьюри завершает:
Ничто на самом деле не важно
Всякому ясно
Ничто на самом деле не важно — ничто не важно — для меня
Я не уверен, знала ли об этом группа, но они цитировали печальное наблюдение Макбета:
“Жизнь - всего лишь ходячая тень, бедный игрок, который расхаживает и волнует час на сцене, а потом его перестают слышать: это история, рассказанная идиотом, полная звука и ярости, ничего не значимая”.
Но к жизни не нужно подходить таким образом — наши дни действительно имеют смысл, и вам не нужна благородная ложь, когда у вас есть истина. Поскольку Бог существует, у вас есть что-то реальное, на чём можно построить жизнь, которая инстинктивно ищет и находит ответы на вопросы о происхождении, смысле, морали и предназначении.
В то время как играть в понарошку, когда мы были детьми, было весело, делать это, когда ты взрослый, совершенно неправильно и совершенно не нужно, когда истина намного лучше.
|