Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Это трудное высказывание в том смысле, что никто не может быть вполне уверен в том, что оно означает, особенно в отношении его контекста. Когда вопрос задаётся на греческом языке, часто можно определить по наличию той или иной частицы, является ли ожидаемый ответ "да" или "нет". Но в этом случае такой подсказки нет. Многие
комментаторы предполагают, что подразумеваемый здесь ответ - "нет", но, по крайней мере, по форме это совершенно открытый вопрос.
Лука — единственный Евангелист, который записал этот вопрос, и он помещает его в конце притчи о настойчивой вдове - вдове, которая отказалась принять "нет" в качестве ответа. Иисус рассказал эту притчу, говорит Лука, чтобы научить Своих учеников, что “должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). Но какое отношение эта цель имеет к тому, что Сын Человеческий найдёт веру на земле, когда Он придёт?
Вдова в притче проявила необычайно стойкую веру — не личную веру в несправедливого судью, к которому она приставала, пока он не удовлетворил её прошение, но веру в действенность настойчивой “молитвы”. Смысл этой истории, по-видимому, заключается в следующем: если даже бессовестный судья, который “не боялся Бога и не заботился о людях”, позаботился о том, чтобы вдова получила свои права, не ради того, чтобы увидеть, как свершается правосудие, а чтобы отдохнуть от её назойливости, насколько больше Бог, который не как этот несправедливый судья, а любящий Отец, выслушает мольбу Своих детей о защите! Они ищут оправдания, точно так же, как вдова настаивала на получении своих прав, которых кто-то пытался её лишить.
Затем возникает вопрос: “Когда придёт Сын Человеческий, найдет ли Он веру н
... Читать дальше »