Широко признано, что пасторы слишком интересуются числами: здания, бюджеты, крещения, бездельники на сиденьях, если это можно измерить, церковные лидеры посчитают это. Многие определяют этим свой успех — или, по крайней мере, так было раньше, пока COVID-19 не сделал это упражнение несколько менее обнадеживающим.
Однако менее признаётся тот факт, что пасторов недостаточно интересуют Числа. На десятках конференций лидеров за последние 15 лет я слышал только два отрывка из упомянутой книги: благословение Аарона (Числа 6) и смелость Иисуса Навина и Халева (Числа 14).
Само по себе это не проблема. Но Числа - это золотая жила пастырской мудрости, и сегодня она может предложить церковным лидерам больше, чем, возможно, любая книга Ветхого Завета, кроме 1 и 2 Царств. Для пасторов, в частности, это щедро вознаграждает за тщательное изучение. Я говорю это по трём причинам.
Одна из них - типологическая. С точки зрения апостолов, период пустыни - это то место, где сейчас находится церковь (1 Кор. 10; Евр. 3-4; Иуда). Мы были спасены от рабства, искуплены кровью и крещены в водах, но мы не достигли земли, текущей молоком и мёдом. У нас есть все благословения, которые можно найти в Числах — присутствие, обеспечение и обетования Божьи, — но мы сталкиваемся с похожими проблемами: ропот, гордыня, идолопоклонство, безнравственность, противодействие и смерть.
Ещё одно преимущество является наглядным. Кроме Давида, ни один лидер в Писании не представлен так, как Моисей, с обнаженной внутренней жизнью, обнаженным соперничеством в семье, своими недостатками, страхами, неудачами и разочарованиями. Если Давид показывает нам борьбу ожидания и искушения денег, секса и власти, Моисей показывает нам мирские проблемы обычной жизни общины: споры о принятии решений и преемственности руководства, моменты благословения, победы и чудесного обеспечения наряду с повседневной скукой разрешения конфликтов, стенаниями, и грех.
Но, возможно, самой поразительной особенностью Чисел, когда речь заходит о пастырском служении, является то, как они предупреждают о противоположных опасностях на обоих концах того, что мы могли бы назвать спектром доверия. На протяжении всей истории Израиля, да и всей истории церкви, Божий народ имел тенденцию колебаться между чрезмерной самоуверенностью (гордыня, высокомерие, самомнение) и недостаточной самоуверенностью (неверие, робость, страх). Поколения обычно меняются от одного к другому, поскольку молодые люди видят недостатки своих родителей и слишком остро реагируют. Наше поколение в настоящее время является свидетелем такого рода качания маятника, вызванного громкими примерами жестокого и деспотичного руководства.
Числа подчеркивают обе опасности удивительно сложным образом. Учёные выделяют семь основных испытаний в Числах. Первое и последнее показывает, как Израиль ворчит о своих несчастьях (11:1-3; 21:4-9). Второе и шестое связаны с отсутствием веры в то, что Бог даст пищу (11:4-34) и воду (20:2-13). Третье и пятое показывают вызовы руководству Моисея со стороны Мариам и Аарона (12:1-16) и со стороны Кореи, Дафана и Авирама (16:1-17:13). И в четвертом и главном испытании Израиль не может войти в землю из-за неверия (13:1-14:38).
В таком изложении двойная опасность становится очевидной. Во втором, четвертом и шестом испытаниях проблема заключается в недостаточной уверенности: сомнение, неверие, робость и страх. В третьем и пятом случае проблема заключается в чрезмерной самоуверенности: неповиновении, гордыне, высокомерии и стремлении к власти. То, как повествование скачет взад и вперёд, наводит на мысль, что обе опасности будут характеризовать Израиль и церковь в далёком будущем.
Здесь есть предупреждение для пасторов: реагируя на неверие и страх, не переусердствуйте и не становитесь деспотичными хулиганами, а отвечая деспотичным хулиганам, не переусердствуйте в страхе и неверии. Но Писание не фаталистично относится к этому, как будто мы вечно обречены колебаться между нездоровыми крайностями. В Луке 4:1-13 Сам Иисус пройдёт через главные испытания Чисел. У него будет искушение не доверять Богу в том, что касается пропитания в пустыне, совершать чудеса просто для того, чтобы покрасоваться, и захватить власть раньше своего времени. И всё же Он бросает вызов искусителю и идёт со смиренной верой, не испытывая ни страха, ни гордыни. В Его благодати и Его Духе мы тоже можем это сделать.