“Чем больше я расту в Боге, тем меньше я становлюсь” — Аллен Бонд
СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО СМИРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
“Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (см. Матфея 11:29). Самый святой, самый могущественный голос, который когда-либо говорил, описал Себя как “кроткого и смиренного сердцем”. Зачем начинать проповедь о святости с цитаты о смирении? Просто потому, что святость - это результат благодати, а Бог даёт благодать только смиренным.
Нам очень важно понять, что Иисус не осуждал грешников; Он осуждал лицемеров. Лицемер - это человек, который оправдывает свой собственный грех, осуждая грехи другого. Он не просто “двуличен”, ибо даже лучшие из нас должны стремиться к целеустремленности во всех случаях. Лицемер - это тот, кто отказывается признать, что он иногда двуличен, тем самым притворяясь праведным, которым он не может быть.
Воистину, лицемер не различает своего лицемерия, ибо он не может видеть в себе недостатков. Редко он действительно имеет дело с развращением в своём сердце. Поскольку он не ищет пощады, ему нечего пощадить; поскольку он всегда находится под Божьим судом, суд - это то, что приходит через него.
Мы не можем оставаться лицемерами и в то же время обретать святость. Поэтому первый шаг, который мы действительно делаем к освящению, - это признать, что мы не такие святые, какими хотели бы казаться. Этот первый шаг называется смирением.
В нашем желании познать Бога мы должны понять следующее о Всемогущем: Он противостоит гордым, но Его благодать обращается к смиренным. Смирение приносит благодать в нашу нужду, и только благодать может изменить наши сердца. Таким образом, смирение - это основа трансформации. Это суть всех добродетелей.
На каком-то этапе каждой из наших жизней мы все сталкиваемся с нечистотами наших сердец. Святой Дух открывает нашу греховность не для того, чтобы осудить нас, а для того, чтобы утвердить смирение и углубить знание нашей личной потребности в благодати. Именно на этом перекрестке рождаются как святые люди, так и лицемеры. Те, кто становятся святыми, видят свою нужду и падают ниц перед Богом за избавление. Те, кто становятся лицемерами, видя свой грех, извиняют его и остаются нетронутыми. Хотя все люди в итоге должны оказаться на этом перекрестке, немногие принимают этот голос истины. Немногие действительно смиренно идут к истинной святости.
Поэтому освящение начинается не с правил, а с отказа от гордыни. Чистота начинается с нашего решительного отказа прятаться от состояния наших сердец. Из самопознания приходит смирение, а в кротости растёт истинная святость.
Если мы не осознаём порочность нашей старой природы, мы становимся “христианскими фарисеями”, лицемерами, полными презрения и самодовольства. Разве наш Учитель не предупреждал о тех, кто “уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других” (см. Луки 18:9). Каждый раз, когда мы осуждаем другого христианина, мы делаем это с позиции самоправедности. Каждый раз, когда мы критикуем другую церковь, за нашими словами стоит презрение. Ирония нашего христианства заключается в том, что так много церквей смотрят друг на друга с одинаковым чувством превосходства. Современная церковь переполнена теми, кто, думая, что они святы, стали полной противоположностью святости, потому что им не хватает смирения!
И всё же смирение, к которому мы стремимся, черпается из источника, который глубже, чем осознание наших потребностей. Даже во времена духовной полноты мы должны радоваться слабости, зная, что всякая сила является результатом Божьей благодати. Смирение, которое мы надеемся обрести, должно выходить за рамки привычки жить гордой жизнью, прерываемой кратковременными периодами самоуничижения. Кротость должна стать нашим образом жизни. Подобно Иисусу, мы должны радоваться тому, что становимся “смиренными сердцем”. Подобно Иисусу, Его ученики смиренны по своему выбору.
ЛЮБОЙ МОЖЕТ СУДИТЬ, НО МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СПАСТИ?
Лицемеры любят судить; это заставляет их чувствовать своё превосходство. Но это не должно быть так среди вас. Вы должны искренне стремиться к смирению сердца. Сколько ревностных, но гордых христиан не смогли достичь святости, потому что они предполагали, что они призваны судить других?
Иисус Христос пришёл не для того, чтобы осудить мир, а для того, чтобы спасти мир. Любой может выносить суждения, но могут ли они спасти? Могут ли они отдать свои жизни в любви, ходатайстве и вере за того, кого они судили? Могут ли они нацелиться на область нужды и вместо того, чтобы критиковать, поститься и молиться, прося Бога восполнить ту самую добродетель, которой, по их мнению, им не хватало? Тогда могут ли они упорствовать в молитве, мотивированной любовью, до тех пор, пока эта падшая область не расцветёт в благочестие? Такова жизнь, которую заповедует Христос!
Чтобы судить по плоти, требуется только один глаз и плотский разум, но для искупления и спасения требуется любящая верность Христа. Один акт Его любви, явленный через нас, согреет холодные сердца больше, чем сумма всех наших напыщенных критических замечаний. Поэтому возрастайте в любви, преуспевайте в милосердии, и у вас будет более ясное восприятие сущности святости, ибо такова природа Бога, Который есть любовь.
Кто-то может возразить: “Но Иисус осудил грех”. Да, и мы также осуждаем грех. Однако сначала мы должны осудить грех осуждения других, потому что это мешает нашему видению различать грех в нас самих (см. Матфея 7:5). Поймите это: мы никогда не станем святыми, критикуя других, и никто не приблизится к Богу, находя недостатки.
Если мы честно стремимся к своему освящению, то вскоре обнаружим, что у нас нет времени судить других. Действительно, нуждаясь в милосердии сами, мы будем охотно искать возможности быть милосердными к другим.
Да, Иисус судил людей в определённых ситуациях, но Его мотивом всегда было спасение. Его любовь была полностью предана той, кого Он осуждал. Когда наша любовь к другим такова, что мы можем честно сказать, подобно Христу: “Я никогда не оставлю вас и никогда не покину вас” (см. Евреям 13:5), наша способность различать также будет усовершенствована. Только Любовь даёт нам чистые мотивы в суждении (см. 1 Иоанна 4:16-17).
Вы всё ещё настаиваете на том, чтобы придираться? Берегитесь, стандарт суда Христа высок: “кто из вас без греха, первый брось на нее камень” (см. Иоанна 8:7). Да, выступайте против неправедности, но руководствуйтесь любовью Иисуса.
Помните, написано: “Когда мы были ещё грешниками, Христос умер за нас” (см. Римлянам 5:8). В Царстве Божьем, пока вы сначала не посвятите себя смерти за людей, вам не позволено судить их.
Также обратите внимание, что уши, которые слушают сплетни или критику, так же виновны, как и уста, которые их произносят. Не способствуйте таким грехам. Вместо этого остановите обидчика и попросите его заступиться, как это делает Иисус, за этого человека или ситуацию. Ваши уши святы; не позволяйте им соглашаться с обвинителем братьев (см. Откровение 12:10).
Помните, Христос не осуждал грешников, Он осуждал лицемеров. Он причислил Себя к грешникам, взяв на Себя наши грехи и скорби (см. Исаию 53). Это и есть то смирение, к которому мы стремимся. Воистину, святость ярко сияет в кротких и смиренных сердцах.