Гонения в Римской империи не были, как принято считать, постоянным переживанием для христиан. Скорее, это было спорадическое явление, иногда прерываемое длительными периодами относительного спокойствия. Первый длительный мир длился с 211 по 250 год (ненадолго прерванный в 235 году), а второй - с 258 по 303 год.
Диоклетиан, император, начавший “Великое гонение”, был несколько неохотным преследователем, и основной удар исходил от его младшего коллеги Галерия.
Преследования не всегда охватывали всю Империю; чаще, особенно в первые два столетия, они носили локальный характер.
Распускаемые слухи, возможно, основанные на соблюдении ранними христианами Евхаристии и вечерей любви, обвиняли верующих в каннибализме и кровосмешении.
Многие христиане отступили (то есть скомпрометировали свою веру, выполнив императорские директивы или сотрудничая с государственными органами) под угрозой преследования. Число тех, кто отпал, привело к кризису для церкви в 250-х годах. В конце концов вопрос о том, следует ли повторно принимать ушедших, привёл к нескольким расколам.
Церковь разрешила бегство, чтобы избежать преследований, и предостерегала от поспешного добровольного мученичества.
Высокое уважение к мученикам как к героям церкви и привилегии, возложенные на них, привели к культу святых.
Одним из главных обвинений против христиан в Империи было то, что они были “атеистами”, то есть не поклонялись языческим божествам и поэтому не участвовали в общественной и гражданской деятельности, связанной с почитанием их.
Катакомбы вокруг Рима были местами захоронений и лишь изредка местами укрытия во время преследований. Их местонахождение было известно властям.
Преследования часто возникали из-за враждебности населения, а не из-за целенаправленной политики правительства.
“Миланский эдикт” в 313 году, как обычно гласит истор
... Читать дальше »