Когда скандал с мегацерковью попадает в заголовки газет, это обычно не влияет на ваш список на воскресное утро. Но Хиллсонг - это не просто мегацерковь. Это главная глобальная сила в музыке поклонения.
С момента взрыва песни “Shout to the Lord” в 1994 году, базирующаяся в Сиднее церковь Хиллсонг сформировала поклонение в США, особенно среди пятидесятников и евангелистов. Звуки поп- и рок-музыки Hillsong United и Hillsong Young and Free достигают американцев через церковные скамьи по воскресеньям, радио и стриминг, а также концертные туры на аренах.
В настоящее время четыре из десяти самых популярных богослужебных песен, исполняемых в церквях, вышли из Хиллсонг (“Благость Божья”, “Какое красивое Имя”, “За кого ты Меня принимаешь” и “Царь царей”).
Но по мере того, как сменяющие друг друга заголовки сообщают о моральных недостатках руководства Хиллсонг, обвинениях в злоупотреблениях, ядовитых внутренних структурах, уходе пасторов и выходе прихожан из деноминации, некоторые лидеры поклонения задаются вопросом, принадлежат ли музыкальные плоды такого служения их собственным церквям.
Недавно ситуация в Хиллсонг была показана в фильме "Хиллсонг: разоблачённая мегацерковь", документальном фильме Discovery +, посвященном увольнению в 2020 году нью-йоркского пастора Хиллсонг Карла Ленца, который признался в неверности в своём браке.
“Сначала это звучит так: "Этого не может быть" ... но потом это переходит в гнев", - сказала Кэти Траш, давняя участница Хиллсонг, лидер прославления и пережившая жестокое обращение. По её словам, слушая истории из "Хиллсонг", я чувствовала себя так, словно проходила через стадии горя.
Теперь она сомневается, стоит ли продолжать петь любимые песни, такие как "Какое красивое имя". “Я действительно люблю эту песню. Это о многом говорит мне и многим другим людям”, - сказала Траш.
Она обеспокоена тем, что продолжение использования этой музыки может ассоциировать её или её церковь с Хиллсонг или служить напоминанием о вреде, который причинили её лидеры. Основатель Брайан Хьюстон покинул церковь в марте после пары расследований его неподобающего поведения и ожидает суда по обвинению в том, что он скрывал жестокое обращение со стороны своего отца.
Вопрос о том, продолжать ли исполнять музыку Хиллсонг в поклонении, находится в интересном месте. Музыковеды и критики на протяжении веков рассматривали, как мы взаимодействуем с песнями, созданными проблемными композиторами, а разоблачения вокруг современных исполнителей, таких как Майкл Джексон и Р. Келли, также поставили под сомнение то, как слушатели взаимодействуют с новаторскими и возглавляющими чарты песнями.
Мы не оцениваем исторические композиции и хиты Billboard так же, как мы рассматриваем музыку, предназначенную для облегчения поклонения, но вопрос о разделении искусства и исполнителя или даже искусства и системы, которая его породила, является актуальным.
Разговор о музыке Hillsong также идет параллельно с соображениями о продвижении работы падших пасторов, которые появились в последние годы. В то время как некоторые спрашивают: “А как же псалмы Давида?” или “Если мы не можем петь песни, написанные грешниками, что же остается?”, другие подчеркивают необходимость поддерживать музыку поклонения — при всей её формирующей силе — на более высоком уровне.
Ещё до новостей Хиллсонг за последние два года лидеры прославления в США проверяли хиты поклонения на теологической основе. Некоторые церкви уже решили не включать песни Хиллсонг (или Bethel, или Elevation) из-за противоречивых убеждений или разных подходов к служению.
Любой, кто хочет провести детальный разговор о будущем музыки Хиллсонг в церкви, может извлечь выгоду из рассмотрения того, как музыковеды и критики говорят о важной музыке с тревожной предысторией.
“Музыковеды очень хороши в установлении границ вокруг обстоятельств, в которых было написано музыкальное произведение, и того, как звучит сама музыка”, - говорит Питер Мерсер-Тейлор, профессор Университета Миннесоты.
Иногда эти границы легко нарисовать. Франц Йозеф Гайдн — влиятельный австрийский композитор 18 века — “работал на невероятно богатого принца в течение 30 лет. Он создаёт эту огромную кучу симфоний, которые закладывают основу для будущего жанра, просто бесценная работа”, - сказал Мерсер-Тейлор. “Мне не нравится идея княжеского двора или концентрации богатства ... но моральные проблемы не задерживаются в самой работе”.
Гайдн, хотя и является обширной параллелью, уместен как один из примеров композитора, чья музыка вышла за рамки своего происхождения как продукт покровительства несправедливой системы или коррумпированной организации. С Хиллсонг вопросы власти, богатства, близости и общения по-прежнему актуальны.
Лидеры Хиллсонг раскритиковали документальный фильм Discovery +, заявив, что его искаженное изображение является попыткой нанести вред церкви, а не попыткой представить правдивую и справедливую информацию о ее служении. Некоторые фанаты проводят различия между церковью Хиллсонг и музыкой Хиллсонг. Но даже музыканты не претендуют на то, чтобы быть их собственной сущностью.
В посте в Instagram от 6 апреля Hillsong Worship объявили о своём отказе от предстоящего тура с Casting Crowns и We The Kingdom, заявив: “Уникально то, что Hillsong Worship не является и никогда не была группой. Мы являемся продолжением и выражением церкви Хиллсонг”.
Это правда, что известные исполнители Хиллсонг, такие как Брук Лигертвуд и Джоэл Хьюстон, имеют свои собственные бренды и имиджи, но они всё ещё являются служащими церкви, и они признали трудности, с которыми сталкивается Хиллсонг, хотя и в относительно завуалированных или общих выражениях.
“Возникает вопрос: "Что вы делаете, когда у вас есть команды молодых людей, которые действительно усердно работали над тем, что они делают, и действительно хороши в этом?" - спрашивает Мерсер-Тейлор. “[Они] создали музыку, которую многие люди находят запоминающейся и духовно питательной, которая вышла в мир и послужила множеству людей ... но оказывается, что организация, которой они служат, - плохая организация”.
У Хиллсонг необычная структура гонораров за свою музыку, которая даёт церкви гонорары за исполнение в дополнение к тем, которые выплачиваются авторам песен. Для лидеров прославления, обеспокоенных чувством вины из-за ассоциации, финансовая связь между Хиллсонг и музыкой может быть непримиримой.
Для других главная проблема может заключаться скорее в том, чтобы отождествить себя с организацией, утратившей свой моральный авторитет.
Наследие композитора Рихарда Вагнера, ещё одного гиганта западного канона, часто подвергается критике из-за его антисемитизма и того, что Гитлер воспринимал его музыку как символ немецкого величия. Но вам будет трудно найти курс по эпохе, который не включал бы его работы, даже если они должны быть отмечены звездочкой.
В отличие от руководителей богослужений в контексте церковного служения, историки музыки имеют преимущество в обучении и взаимодействии с музыкальными произведениями, предоставляя обширный контекст и облегчая обсуждение биографии конкретного композитора.
Документальный фильм 2019 года о предполагаемом сексуальном насилии Майкла Джексона над несовершеннолетними "Покидая Неверленд" побудил фанатов пересмотреть отношение к артисту и его музыкальному наследию. Главный поп-критик The Guardian Алексис Петридис написал:
Вы не можете легко вычеркнуть Джексона из истории: слишком много людей и слишком много в жизни связано с его музыкой. И, возможно, вам не следует этого делать. Возможно, это нормально, что его музыку продолжают слушать, пока в ней есть оговорка: она напоминает нам, что великое искусство может быть создано ужасными людьми, что талант может быть использован в качестве оружия самым ужасным образом, что вера в то, что творческий человек автоматически воплощает добро, потому что нам нравится его работа, - это ошибка, ужасная ошибка, которая может иметь ужасные последствия.
Мерсер-Тейлор, эксперт в области американской гимнологии и популярной музыки, по-прежнему включает в свои курсы видеоклип Майкла Джексона “Billie Jean”. “Это было первое видео небелого артиста, транслировавшееся в сети MTV. Это просто исторически очень значимая вещь, и Майкл Джексон был очень значимой фигурой”.
Некоторые могут отмахнуться от изгнания музыки Хиллсонг как от примера культуры отмены, стремления избавиться от исторически значительного влияния на культуру поклонения и песен, которые были значимыми и формирующими для стольких людей.
Но этот момент следует за постепенным нарастанием призывов, по крайней мере, проявлять осторожность, когда дело доходит до взаимодействия с Хиллсонг, утверждая, что харизматическая церковь продвигает своего рода евангелие процветания или культуру знаменитостей в христианстве.
“Если я не буду цитировать их пастора или позволять ему проповедовать с нашей кафедры, тогда я не буду использовать песни, которые пишут их группы”, - написал музыкант Дэн Коган в своём блоге в 2016 году. В отличие от пения старого гимна, который может быть обоснованным с точки зрения доктрины, но был написан кем-то с сомнительной теологией, пение песен Хиллсонг или Вефиль, по его мнению, “придаёт доверие” активному служению двух влиятельных церквей.
Американская музыкальная индустрия поклонения всегда неуютно существовала под давлением как рынка, так и церкви. Сделка, которую заключают музыканты, когда выпускают музыку для поклонения, заключается в том, что те же импульсы, которые приводят к идеологическим бойкотам, будут применяться и к их музыке.
В случае с Хиллсонг, сказал Мерсер-Тейлор, музыка будет рассматриваться как товар, который может быть вытеснен с рынка, даже если он имеет художественную или духовную ценность.
“Она входит в мир как товар; она входит в мир под торговой маркой”, - сказал он. Люди могут решить, что они просто не могут оправдать субсидирование организации, стоящей за брендом.
Реальность, однако, такова, что “What a Beautiful Name” и другие хиты Хиллсонг, скорее всего, останутся в регулярной музыкальной ротации для многих церквей. Хиллсонг выпустила множество певучих и заразительных песен, которые имеют смысл, ободряют и утешают многих верующих.
Пастор из Оклахомы Сэм Стормс, бывший президент Евангелического теологического общества и член совета Евангельской коалиции, прошлым летом выступил в защиту пения песен Хиллсонг в своём блоге. Он подчеркнул ортодоксальность заявления Хиллсонга о вере и текстах песен.
Он написал: “Я ни в коем случае не одобряю и не закрываю глаза на скандалы, которые потрясли Хиллсонг в последние дни”, и признал некоторые разногласия к подходам этого служения. Но он пришёл к выводу: “Отказываться петь тщательно написанные ими библейские богослужебные песни, чтобы мы не были каким-то образом запятнаны или осквернены при этом, является непрактичным и абсурдным и приведет только к законнической и фарисейской местной церковной культуре”.
Многие лидеры прославления согласны с этим. Они считают содержание самих песен приоритетом, не говоря уже о способности и умении петь, по сравнению с тем, что происходит в церкви с тем же названием.
Траш считает вполне понятным, что многие лидеры прославления будут продолжать использовать музыку Хиллсонг. Песни “основаны на Библии, - сказала она, - и некоторые [лидеры прославления] даже никогда не слышали о документальном фильме”.
Как лидер поклонения, Thrush надеется, что внимание к Хиллсонг подтолкнёт лидеров и верующих к трудным и честным разговорам, которые признают ассоциации с его музыкой. Возможно, другие лидеры также зададутся вопросом, является ли использование их песен сигналом одобрения.
Линдси Уиншип, критик из The Guardian, написала о Майкле Джексоне: “Должно быть возможно осудить человека, даже отложить песни, не стыдясь влияния, которое его музыка оказала на нас”.
Это чувство, как ни странно, имеет отношение к этой совершенно другой ситуации. Независимо от того, как каждый человек или община решает считаться с Хиллсонг, глубокие духовные переживания, которым способствует их музыка, не должны быть источником стыда или смущения, даже если воспоминания об этих переживаниях теперь изменены.
Kelsey Kramer McGinnis - музыковед, педагог и писатель. Она защитила докторскую диссертацию в Университете Айовы и занимается исследованиями музыки в христианских общинах.
|