Русско-американские пасторы борются с пропагандой в своих церквях
Напряженность возникает среди славянских общин в США, которые имеют связи с обеими сторонами ⚔ в Украине
У Майкла Черенкова, пастора из штата Вашингтон, есть родственники по обе стороны конфликта между Россией и Украиной. И поскольку пропаганда военного времени проникает в окружающие его иммигрантские церкви, у него тоже есть духовная семья с обеих сторон.
Евангельские пасторы в США, ведущие церкви, где русские и украинские американцы поклоняются бок о бок, видят резкую, но тихую напряженность между теми, кто верит оправданиям президента России за ➠, и теми, кто осуждает несправедливость ⚔. Многие имеют связи с обеими странами, но ⚔ высветила некоторые давно невысказанные политические разногласия.
Черенков возглавляет баптистскую церковь Возрождения в Ванкувере, штат Вашингтон, состоящую из 400 человек, в основном из Украины. Он вырос в Украине, где один из его братьев воюет, а его родители прячутся в убежище, но родился в России, где живёт его сестра.
Сестра Черенкова — тоже баптистка — поддерживает ➠, рассматривая его как естественное следствие того, что Украина встала на сторону Европейского Союза и Соединённых Штатов, и она считает, что Украина должна подчиниться П.
“Это трудно обсуждать", - сказал Черенков. “Это душераздирающе для всех нас".
Напряженность была более явной в украинской и русской православных церквях в Соединённых Штатах. На прошлой неделе в Нью-Йорке Украинский православный собор Святого Владимира пригласил лидеров Русской православной церкви на молебен за Украину вместе с губернатором Нью-Йорка. Губернатор приехал, а российские лидеры - нет.
В Сакраменто, штат Калифорния, — центре для евангельских беженцев, бежавших из Советского Союза, — помощник пастора русской баптистской церкви открыл недавнюю службу призывом к единству, поскольку “сатана пытается разделить даже нашу общину, славянскую общину, кто за русских, а кто за украинцев”, и ⚔ приняла политическую сторону, которая была беспрецедентной для церкви.
Славянские евангельские церкви в США привлекают восточнославянских иммигрантов из России, Украины и других стран бывшего Советского Союза из региона. Общины объединились вокруг общего опыта бегства от советских репрессий и наличия семей, пересекающих национальные границы. Поддерживаемые Россией конфликты на востоке Украины в 2014 году выявили некоторые политические разногласия в американских славянских общинах, но церковные лидеры редко обращались к этому публично.
Несмотря на то, что в собрании Черенкова были как русские, так и украинцы, церковные лидеры "Возрождения" молились за Украину и поддерживали её без какого-либо явного разделения. По его словам, у некоторых славянских церквей в его регионе были открытые споры, когда русские американцы обвиняли во ➠ сближение Украины с Западом — позицию, которую он приписывает влиянию российских СМИ.
“Мы должны быть сильными и честными. Мы должны называть все вещи такими, какие они есть”, - сказал Черенков. “В то же время я должен быть милосерден к тем, кто слаб, болен и у кого промыты мозги. … Мне просто жаль вас. Так печально, что мы, христиане, так уязвимы для государственной пропагандистской машины — здесь, в США, во времена Трампа, и в России сейчас, во времена П. Так печально, что мы доверяем этим политикам, как лжемессиям, вместо Евангелия Иисуса Христа”.
После февральского ➠ российские государственные СМИ, такие как Первый канал в России и RT America, потеряли платформы в США — YouTube заблокировал прямую трансляцию RT America, но они остаются доступными через другие потоковые платформы.
RT America выступает за ➠, описывая украинцев как людей с “европейскими ценностями” и обвиняя украинцев в преступлениях против гражданского населения в спорных украинских регионах, таких как Донбасс. Заголовок одного из баннеров в их трансляции гласил: “Россия обвиняет украинские силы в нападении на чернобыльскую инфраструктуру”. У Sputnik News, спонсируемого государством радиовещания, был заголовок: “Американская история вмешательства в дела неонацистов в Украине".
Прихожане слушают государственные СМИ
Другие украинские и российские пасторы в Соединённых Штатах поделились похожими историями и опасениями по поводу влияния пропаганды.
“Это действительно печально для меня, особенно для христиан, людей, которые должны знать правду”, - сказал Пол Демьяник, пастор, возглавляющий Западноукраинскую баптистскую конвенцию в США.
Демьяник понимает, почему российские евангелисты вынуждены подвергать себя цензуре при П. Глава Российского союза евангельских христиан-баптистов в России Питер Мицкевич, например, подписал заявление Всемирного баптистского альянса, в котором избегалось слово “война” и не возлагалась вина, потому что пасторы в России рискуют быть арестованными за эти высказывания.
“Но здесь, в Соединённых Штатах... предполагается, что они не должны бояться, потому что американское правительство ничего не предпримет против них”, - сказал Демьяник. “Некоторые российские лидеры по-прежнему молчат. ...Многие из них прошли через советский опыт. Многие из них или их родители прошли через преследования и тюрьмы. Я не могу этого понять".
Глава Ассоциации славянских баптистов Тихоокеанского побережья, пастор Иван Милеев, сказал, что если русские поддерживают ⚔, то они “очень спокойны”. Он считает, что те, кто слушает российскую пропаганду, составляют незначительное меньшинство.
“У нас есть некоторые верующие, которые не на 100 процентов понимают английский. Они иногда слушают российские новости, поэтому понабрались какой-то ерунды - они стали жертвами пропаганды”, - сказал Милеев. Его отец русский, а мать украинка, но он выступал против ⚔.
Исследовательский центр Pew, Nielsen и другие медиаэксперты не смогли предоставить данные о потреблении российскими американцами российских государственных СМИ. Но исследователь Антон Шириков сказал, что российские иммигранты, особенно те, кто приехал взрослыми, смотрят государственные СМИ, потому что это знакомо, это на русском языке, и это им интереснее, чем политика США.
Шириков, который раньше работал независимым журналистом в своей родной России, сейчас работает над докторской диссертацией по российской пропаганде и цензуре в Университете Висконсина. Даже при наличии независимых СМИ до недавних репрессий в связи с ⚔ россияне по-прежнему предпочитали слушать государственные СМИ.
“Это та же логика, которая определяет выбор средств массовой информации здесь и там”, - сказал Шириков по электронной почте. “Людям нравится читать / смотреть что-то, что красиво изображает их родную страну ... В то же время те, кто поддерживает ⚔, могут даже не смотреть телевизор, но они все равно получают картинку от своих друзей или в церкви”.
Русские-американцы пытаются бороться с напряженностью
⚔ была первой темой на служении 6 марта в Русской церкви евангельских христиан-баптистов в Сакраменто, также называемой церковью Брайт, прозванной так из-за славянского соседства.
“Мы молимся, чтобы Бог остановил эту ⚔”, - сказал помощник пастора Игорь Дронов прихожанам из 2000 человек. “Нам тоже нужен этот мир….Пусть мы будем едины через это служение и через эти знамения, которые показывают нам кровь, пролитую из ран Иисуса Христа и Его смерти. Тело Иисуса было сокрушено. Да восстановимся мы в нашем единстве".
Старший пастор Михаил Авраменко сказал, что эта ⚔ была первым случаем, когда церковь прокомментировала политические события. Они всегда были осторожны, чтобы избегать ненужной напряженности, потому что многие россияне в России смотрят их служения онлайн. Но на следующий день после того, как Россия ➠ в Украину, церковные лидеры заявили, что они решительно поддерживают свободу Украины.
“Мы стараемся просчитывать наши слова", - сказал Авраменко. “Но когда происходит ➠ и мы видим зверства, мы говорим, что это ➠. Мы против этого".
Пожилые русские баптисты имеют историю пацифизма, по словам нескольких русских пасторов-иммигрантов, которые сами рисковали быть арестованными за отказ взять в руки оружие в соответствии с обязательной военной службой в Советском Союзе. Они склонны избегать обсуждения политики с кафедры и сосредотачиваться на проповеди Евангелия.
Андрей Чумакин, президент Северо-Западной ассоциации славянских баптистских церквей и пастор Баптистской церкви Спасения в Эджвуде, штат Вашингтон, был одним из таких пасторов-пацифистов и иммигрировал в США из России 20 лет назад. Он сказал, что русские баптисты “ни при каких обстоятельствах не будут касаться политических тем”. Милеев, глава Ассоциации славянских баптистов Тихоокеанского побережья, подтвердил эту тенденцию.
“Для меня, как для лидера, важно послать четкий сигнал. Другие лидеры, они не хотят принимать чью-либо сторону в этой ситуации, [говоря]: "Мы христиане, и мы на самом деле не занимаемся политикой", - сказал Милеев. “Они пытаются отгородиться от реальности... потому что в их церквях есть люди, которые более пророссийски настроены. Они пытаются всем угодить, а не разжигать конфликты. Я думаю, что в это военное время, когда гибнут невинные люди, неправильно говорить: “Это не мое дело”".
Множество евангельских лидеров российско-американской церкви выступали против ⚔ и организовывали пожертвования и помощь Украине. Церковь Брайта уже отправила гуманитарную помощь в размере 20 000 долларов через христианское благотворительное агентство в Германии, а также регулярно молилась и постилась за Украину. Но пасторы по всей территории США всё ещё сталкиваются с новой напряженностью в общинах и призывают прихожан быть внимательными в своих сообщениях в социальных сетях.
“Любой человек, который может вызвать мутную воду или разделение — я почти плачу с кафедры: "Пожалуйста, не будьте тем человеком, который причиняет боль другим словами. Прежде чем ты что-нибудь скажешь, помолись. Подумай"”, сказал Авраменко из Брайта. “Мы открыто говорим об этом в церкви”.