Нам, как пастырям, погруженным в западную культуру, трудно отделить взгляд на Иисуса от американизированной идентичности, которую мы ценим, — идентичности, измеряемой в основном с точки зрения того, что хорошо выглядит, хорошо себя чувствует и хорошо делает. Возникает вопрос: что значит для нас быть центрированными на кресте и следовать за распятым Иисусом в нашем контексте? Каковы различия между ученичеством мира и ученичеством Иисуса?
Эти четыре порока мирского ученичества глубоко укоренились в церкви. Точно так же, как Иисус учил Двенадцать, мы тоже должны категорически отвергнуть эти четыре вещи, не только потому, что они иллюзорны и временны, но и потому, что они наносят ущерб нам и людям, которыми мы руководим.
Соблазн популярности
Кто не хочет быть популярным? Проблема в том, что наше стремление к популярности заставляет нас делать и говорить вещи исключительно для того, чтобы произвести впечатление на других людей. Иисус публично призвал фарисеев и учителей закона, сказав: “Все, что они делают, делается для того, чтобы люди видели” (Мф. 23:5).
Иисус призвал Своих учеников полностью отказаться от показной духовности ради популярности. На самом деле Он осуждал любую деятельность, в которой были следы поиска одобрения или восхищения. Мы должны отказаться от веры и всякого соблазна служить, чтобы быть замеченными другими. Иисус знал слабости человеческого сердца; Он знал искушающее желание произвести впечатление и его опасности. Он сказал религиозным лидерам: “Как вы можете верить, если вы принимаете славу друг от друга, но не ищете славы, которая исходит от единственного Бога?” (Иоанна 5:44).
Большинство из нас придает гораздо большее значение тому, что думают другие люди, чем мы осознаем. Подумайте, были ли у вас когда-нибудь мысли о том, как вы возвышаетесь, когда проповедуете или используете иллюстрацию. Вы беспокоитесь, что люди будут хуже думать о вас, если вы поделитесь своей борьбой? Вас беспокоит, сколько лайков или подписчиков вы можете набрать, если будете публиковать сообщения в социальных сетях?
Наше стремление быть замеченными и уважаемыми другими проявляется тонкими, но узнаваемыми способами: говорить “да”, когда мы предпочли бы сказать "нет", отказываться говорить, потому что мы не хотим "раскачивать лодку", или молчать о своих предпочтениях и желаниях из страха перед тем, что могут подумать другие. Отказ от земной популярности необходим для следования за распятым Иисусом.
Искушение мирского величия
Призыв Иисуса к величию полностью противоречит мирскому величию, которое Он осуждает. Мирское величие привело фарисеев и учителей закона к тому, что они стали считать себя лучше всех остальных. Их знание Священного Писания и их законническое рвение принесли им привилегии, такие как лучшие места в синагоге, почетные титулы и одежда, подчеркивающая их статус.
Напротив, величие Иисуса больше походило на слабость и глупость (1 Кор. 1:20-25). Иисус родился в яслях в маленькой деревне в бедной семье. Его избранная команда состояла в основном из необразованных рыбаков. Его чудеса происходили в основном в глухих местах Галилеи, а не в стратегических местах, таких как Иерусалим или Рим. Маленькие города, где Иисус сосредоточил Своё служение и чудеса, такие как Капернаум, Вифсаида, Хоразин и даже Его родной город Назарет, отвергли Его. Мирское величие, от которого отрёкся Иисус, по своей сути было искушением сатаны (Луки 4). Подобно Иисусу, мы тоже должны отвергнуть власть и статус как смертельную угрозу верному служению.
Искушение успеха
Стремление к успеху может быть самым универсальным стремлением в мире. Но успех — это фальшивая вера, обладающая силой отделить нас от Иисуса.
Мы живём в культуре, где больше всегда лучше — больше прибыли, больше влияния. Церковь склонна считать также. Мы измеряем эффективность цифрами, и наша цель всегда больше. Если наше число растёт, мы чувствуем себя великолепно и считаем наши усилия благословенными, а наши намерения - праведными. Если наша численность уменьшается, мы впадаем в уныние и рассматриваем наши усилия как неудачи.
Очень важно, чтобы мы правильно видели успех. Согласно Иисусу, успех — это стать тем, кем Бог призывает вас стать, и делать то, что Бог призывает вас делать – Его способом и в соответствии с Его расписанием. Теолог Фредерик Дейл Брунер метко резюмирует реальную угрозу, стоящую за искушением, обусловленным успехом: “Иногда мы делаем абсолютно всё, чтобы наша работа не провалилась. Но в тот момент, когда мы делаем абсолютно всё, чтобы наша работа для Бога не провалилась, мы сделали нашу работу Богом, и, возможно, не осознавая этого, мы поклонялись сатане”.
Мы должны разоблачить и отвергнуть любое стремление к успеху, которое ставит под угрозу нашу целостность как последователей Иисуса. Не каждая возможность расширить работу Бога на самом деле является приглашением от Бога.
Искушение избежать страданий и неудач
Представьте себе Петра, не сломленного своими унизительными неудачами, ведущего церковь после Пятидесятницы в состоянии самодовольства и неведения. Представьте себе Павла, со всеми его дарованиями, стремлением и интеллектом, без его неотъемлемого “шипа во плоти”, чтобы держать его смиренным и сосредоточенным на Христе. Представьте себе Моисея без 40 лет в изгнании в Мадиане после убийства египтянина. Страдания и неудачи всегда были Божьими средствами для того, чтобы превратить нас из своевольных в волевых, из озабоченных в терпеливых, из плывущих вверх по течению против течения Божьей любви в плывущих вниз по течению, доверяя Ему заботиться о нас.
Чтобы Иисус воскрес из мертвых во славе, Он сначала должен был противостоять искушению земной славы, отказавшись использовать Свою силу и сойти с креста. Так колоссально пострадать и потерпеть неудачу на Голгофе оказалось величайшей победой. То, что казалось худшим моментом в истории, на самом деле было самым глубоким.
Что касается меня, то я стремлюсь спасти себя всякий раз, когда я кладу свой крест, чтобы избежать неудачи, когда я запускаю инициативы из-за нетерпения, когда я принимаю поспешные решения и когда я отчаянно переутомляюсь из-за страха, что моё служение может прийти в упадок или застопориться.
Сложить свой крест — значит поддаться искушению сатаны к мирскому признанию, величию и силе. Поступая таким образом, мы только становимся своими собственными спасителями и упускаем из виду истинно преобразующую работу, которую Бог мог бы совершить в нас и через нас. Кресты необходимы, чтобы следовать за распятым, неамериканизированным Иисусом. Взять свой крест, как повелевает Иисус, -это не что иное, как новаторский и бросающий вызов культуре акт восстания против большей части западного христианства.
Питер Скаццеро вместе со своей женой Джери являются основателями “Эмоционально здорового Ученичества”. Пит ведёт подкаст "Эмоционально здоровый лидер" и является автором ряда бестселлеров. Эта статья адаптирована из «Эмоционально здорового ученичества: Переход от поверхностного христианства к глубокой трансформации» (Зондерван, 2021).