В первоначальном тексте Евангелий эти слова встречаются один раз — как комментарий к притче Матфея о брачном пире. В процессе передачи текста он также был присоединён к притче о работниках в винограднике (Мф 20:16), где он появляется, например, в версии KJV [King James Version], но там он не имеет реального значения.
По форме это, по-видимому, пословица; другие изречения с такой же конструкцией встречаются в других местах древней литературы. Платон цитирует одну из них со ссылкой на мистические религии: “Многие являются носителями жезлов, но немногие являются посвящёнными” [Платон Федон 69 с.]; то есть многие идут в процессии к культовому центру, неся священные жезлы, но лишь немногие допускаются к знанию сокровенной тайны (которая дарует награду бессмертия). Два Высказывания с такой конструкцией приписываются Иисусу или Его ученикам в «Евангелия от Фомы» второго века. В Высказывании 74 один из учеников говорит Ему: “Господи, вокруг отверстия много людей, а в колодце никого”. (Колодец - это колодец истины; многие приближаются к нему, не входя в него. В этой форме высказывание имеет гностический оттенок; на самом деле Цельс, антихристианский писатель II века, цитирует его из гностического трактата под названием “Небесный диалог") [Ориген Против Цельса 8.16]. Ответ Иисуса ученику дан в Высказывании 75: "Многие стоят снаружи у дверей, но только одни входят в брачную комнату”. (В гностической терминологии брачная комната - это место, где душа воссоединяется со своим собственным элементом, а “единственные” - это те, кто преодолел различия возраста и пола. Поэтому Изречение 49 заставляет Иисуса сказать: “Счастливы одинокие
... Читать дальше »